История успеха »
18:22 26 сентября 2016

Переводчик с парфюмерного языка

У Любови Берлянской — две увлекательные профессии: она фотомодель и эксперт по запахам. Про фотомоделей, кажется, ничего нового не рассказать — они не сходят со страниц изданий, а вот о человеке, занятом в парфюмерной индустрии, люди мало что знают. Чем они занимаются, в чем смысл их профессии, выяснила «Москвичка».

Первый вопрос простой: что такое запах? Не в физиологическом смысле, а в культурном, социальном…

Вот так сразу и философия! Есть масса культурных кодов и ольфакторные образы…

Не все знают значение слова «ольфакторный»…

...Это значит обонятельный. В каждой культуре есть свои запахи, которые обозначают или вызывают эмоции. Пример привязки эмоции к запаху: Новый год связан для нас с запахом хвои и мандаринов, Масленица — это блины и мед, отпуск — море, зима — морозная свежесть. Все это наши культурные коды.

С запахами разобрались, теперь о вашей профессии. Кто вы? Парфюмер? Эксперт по запахам?

Я в первую очередь эвалюатор. От английского глагола to evaluate — оценивать. То есть эвалюатор — в переводе «оценщик», но это и критик, и эксперт, и комментатор, и аналитик. Моя задача — соединить вкусы покупателей и передать это понимание парфюмеру. Для этого надо понимать, что хочет потребительский рынок, уметь перевести запрос рынка с языка покупателей, маркетологов, бренд-менеджеров на язык парфюмеров и обратно. Я переводчик с парфюмерного языка на человеческий…

Парфюмерия — это наука, искусство, магия?

Всего понемножку. Но прежде всего наука, потому что с развитием химии, с созданием новых молекул развивается и парфюмерия. Расцвет парфюмерии начался в 20-х годах прошлого века, когда получила развитие химия. До создания новых, невиданных прежде химических молекул парфюмерия была стопроцентно натуральной, потому однообразной.

Ведь было доступно ограниченное количество ароматических материалов, среди которых роза, жасмин, корень ириса, цитрусы, пряности, амбра... Да к тому же раньше не умели выделять из растений и цветов именно ту их составную часть, которая вносит наибольший вклад в аромат. Но помимо науки, это и искусство, и магия, и талант.

На одном из парфюмерных форумов мне попалась занимательная фраза: «Про духи это тебе не про Чацкого писать». Я читал ваши обзоры — они написаны поразительно. Необычный язык, образы, о которых я и не подозревал. Приведу пример: «Карамелизированное горелое бревно, с чайно-молочным ванильным припахом. Впрочем, молоко тоже слегка убежавшее и пригоревшее. Однако симпатично. Уютно и сливочно». Как рождаются такие тексты?

Я не обесценивала бы сочинения про Чацкого. Мне трудно выразить образ Чацкого, а описывать эмоции, которые вызывают духи, гораздо проще. Это как искусствовед может рассказать про картину, а музыкальный критик — про оперу. У меня то же самое происходит на обонятельном уровне. И чем выразительнее парфюмерная композиция, тем ярче получается образ.

Как происходит разделение ароматов на мужские и женские?

Мужские и женские ароматы чисто технически не отличаются. Разделение придумали маркетологи для продвижения продукции. Бессмысленно по гендерному признаку делить запахи, как, например, нет женской и мужской еды. Есть ингредиенты, которые женщины употребляют, а мужчины нет.

Можно навязать моду на запах?

Можно, но сложно. Надо работать на многих направлениях — включить мощную рекламу. Для меня духи — это интимное, личное, эмоциональное. А мода — это всеобщее поветрие. Сейчас парфюмерная индустрия выпускает тысячи наименований в год. Поэтому не может быть такого, чтобы у всех был один запах.

В советское время выбор был невелик — продукция рижской фирмы «Дзинтарс», московская «Новая заря»... А сейчас выбор огромный — как в нем разобраться?

Есть люди, которые могут помочь найти ваше персональное парфюмерное счастье, а то и не одно. Но если парфюмерный стилист обещает подобрать вам аромат по типу внешности и знаку зодиака, гоните его в шею. Аромат не имеет отношения ни к внешнему виду, ни тем более к звездам. Аромат — это ваш вкус.

А где учат на парфюмера? И что это значит — учить на парфюмера?

У меня, к сожалению, нет профильного образования — я оканчивала химический институт. Получить профессиональное образование можно в нескольких заведениях — в Международном институте парфюмерии, косметики и ароматных веществ в Париже и в собственных школах крупных корпораций. Слышала, что есть подобные учебные заведения в Шанхае и Японии. Все остальное не обучение, а, скорее, хобби. Прежде чем что-то создавать, минимум лет десять надо проработать в компании, которая занимается ароматами.

То есть в России парфюмером не стать?

В России масса парфюмеров-самоучек. Среди них есть талантливые, но они не профессионалы — у них нет доступа к новым материалам, научным разработкам. Самоучку редко берут в компанию, которая занимается производством. А если все же берут, то им приходится переучиваться.

Не могу не задать вопрос про «Парфюмера» Зюскинда. Возможно ли запахом управлять людьми?

В такой мере, как в книге, конечно, нет. Это все равно что взять книгу «Марсианин» и использовать ее как пособие для выживания на Марсе. Так и «Парфюмер» не может служить пособием для манипуляции людьми с помощью запаха. Но повлиять на настроение, на эмоции, на выбор сексуального партнера запах может.

Вернуться на главную
Новости партнеров


Комментарии (0)

Гость
0/1024
  • :)
  • :(
  • :o
  • :D
  • :P
  • O:-)
  • >:o
  • :-|
  • %)
  • :'(
  • ]:->
  • :-*
  • :-X
  • 8-)
  • 0.0
  • :thinking:
  • :td:
  • :tu:
  • :-!
  • :-[
  • ;-)
  • :red:
  • :flower:
  • :music:
  • :be-quite:
  • :dead:
  • :party:
  • :gift:

  • 1
  • ...
Новости партнеров