Интерьер »
18:21 8 ноября 2015

Кукольный дом

Кабинет Ирины Корчевниковой, руководителя Театра кукол имени С. Образцова, — маленький музей хроники жизни театра. Некоторые экспонаты перекочевали сюда из уникального музея кукол. Их присутствие здесь оправданно: по словам директора, они помогают ей лучше понимать людей.

Ирина Леонидовна Корчевникова пришла в Государственный академический центральный театр кукол имени С. В. Образцова три года назад из МХАТа, где она работала заместителем директора. Первым делом она разделила огромный кабинет стеной на две части. В смежной комнате работает главный режиссер театра Борис Константинов. Раньше такой должности в театре не было.

Впрочем, несмотря на небольшую площадь, ее кабинет вмещает огромное количество людей, которые заходят к директору обсудить последние новости, рабочие дела и посмотреть на коллекцию клоунов, которые Ирина Леонидовна собирает всю свою жизнь.

— Я делю их по профессиональной принадлежности, — рассказывает она. — Вот клоуны-кочегары, а это строители, вот представители творческой интеллигенции — музыканты.

Коллекция у меня огромная, и чтобы разместить все экспонаты, я оборудовала дома огромный стеллаж со специальным освещением, но все равно места всем не хватило — многие перекочевали в театр и живут у меня в кабинете, поднимая настроение мне и гостям.

Пространство кабинета Ирины Корчевниковой тематически разделено на две части: одна принадлежит МХАТу, где она проработала более 20 лет, а другая — Театру кукол, который успел стать для нее вторым домом.

— Я люблю, чтобы дверь в мой кабинет всегда была открыта, — говорит Ирина Леонидовна. — Чтобы люди, если возникла необходимость обсудить что-то, могли прийти ко мне в любой момент.

Все вещи в кабинете расположены так, что до каждой из них можно с легкостью дотянуться рукой. Отличная экономия времени, которого и без этого никогда не хватает: за рабочим столом порой приходится проводить до 12 часов, обсуждая плотный гастрольный график и будущие постановки главного кукольного театра страны.

— Несмотря на то что в кабинете у меня обычно творческий беспорядок, перед гастролями я все тщательно разбираю, — улыбается Корчевникова. — Поэтому каждый, кто заходит в кабинет и видит здесь идеальный порядок, сразу понимает, что я уехала.

КАБИНЕТ РУКОВОДИТЕЛЯ ТЕАТРА ИМ. ОБРАЗЦОВА ИРИНЫ КОРЧЕВНИКОВОЙ

• Главная вещь в кабинете — огромный стол. Это единственный предмет мебели, который остался здесь от предыдущего руководителя. Большой рабочий стол — «пунктик» Ирины Корчевниковой. На нем помещается все — от книг до оргтехники

• На МХАТовской стороне висит копия портрета Олега Ефремова, сделанная Андреем Мягковым. Мало кто знает, что Андрей Мягков не только хороший актер и режиссер, но и прекрасный художник

• Панно с кошкой — подарок из Болгарии, где театр был на гастролях. Он числится в музее и имеет свой порядковый номер

Автор: "Москвичка"

• Бутылочка с проволочным клоуном внутри — подарок студентов кукольного училища. Позже ей присвоили порядковый номер и отдали в музей Центрального театра кукол имени Образцова

• Эскиз героя спектакля «Старый сеньор» художника Никоненко висит на левой, «образцовской» стороне

• Оргтехника. Она всегда должна располагаться под рукой. Ирина Леонидовна считает себя продвинутым пользователем

 • На столе книга «Мария Германова. Мой ларец с драгоценностями. Воспоминания. Дневники», выпущенная Ириной Корчевниковой два года назад на основе архива, который она получила в Америке

 • Клоун, разместившийся на окне, — один из самых любимых экземпляров из коллекции Корчевниковой. Он был куплен во время гастролей в Германии на блошином рынке

 • Фотопортрет Зиновия Гердта, который долгое время работал в Центральном театре кукол актером дубляжа

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Роман Таланов, психолог  

Большое количество кукол, которыми героиня украшает свой кабинет, говорит о ее ярком воображении, творческом складе характера.Клоун в психологии — символ экстраверсии, поэтому можно предположить, что хозяйка кабинета — очень общительная, деятельная женщина. А огромное количество предметов, относящихся к театру, свидетельствует о том, что она невероятно увлечена своим делом и работа для нее — главное в жизни. Я не заметил в кабинете комнатных цветов, что говорит о том, что эта женщина-руководитель не склонна к излишней сентиментальности, а, напротив, волевая личность.

КАБИНЕТ ДИРЕКТОРА МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА НАТАЛИИ САЦ

21 ноября исполняется 50 лет со дня создания Московского государственного академического детского музыкального театра. Он носит имя своей основательницы — знаменитого режиссера Наталии Сац (1903–1993). «Москвичка» узнала, как было организовано ее творческое пространство.

Наталию Сац называют «матерью детских театров мира». До нее не существовало такого понятия, как «театр для детей», — для маленьких зрителей ставились только отдельные спектакли.

Первый свой театр Наташа создала в… 15 лет. Это было в 1918 году, в разгар Гражданской войны.

Юная дочь композитора Ильи Саца пришла работать в театрально-музыкальную секцию Московского совета рабочих и красногвардейских депутатов. Ей пришлось организовывать детские спектакли.

Школы не работали, транспорт не ходил, достать лошадь с подводой для перевозки реквизита было счастьем.

Фото: РИА Новости

Кабинет директора Музыкального театра Наталии Сац

Некоторые артисты не желали выступать перед непривычной публикой, свысока разговаривали с девушкой в огромных (других по ордеру не давали) валенках. «Много позже я поняла, какая трудная и необходимая наука «человековедение» и как без нее ни организатором, ни режиссером не станешь…» — писала Наталия Ильинична. Летом 1918 года открылся Первый детский театр Моссовета.

В 1921 году (в 18 лет!) Наталия Сац организовала Московский театр для детей (сегодня это Российский академический молодежный театр). Ей пришлось захватить пустующее здание кинотеатра «Арс». Юрий Нагибин писал, что воспоминания Наталии Ильиничны «могут служить руководством к созданию театров. Здесь есть все: как добиваться необходимых решений в различных инстанциях, как застать нужного человека — в кабинете, <…> в коридоре, на лестнице, <…> как доставать дефицитные материалы, как строить репертуар, как сколачивать труппу, превращать разрозненное сборище одаренных, но очень несхожих между собой <…> людей в монолит <…> и брать от них больше, нежели они могут дать…» Уже в 1920-е годы Сац заявила о себе как выдающийся режиссер. В 1931 году ее приглашали ставить оперы в Берлине и в Аргентине. До нее ни одна женщина в мире не ставила опер.

В 1937 году судьба сделала резкий крен. Наталию Ильиничну арестовали как жену врага народа.

Она сама провела пять лет в лагерях, но даже там ставила с уголовниками Островского. По истечении лагерного срока Наталия Сац была направлена на поселение в Алма-Ату. И через год… создала там первый в Казахстане Театр для детей и юношества.

В Москву она вернулась только в 1958 году. И через семь лет создала четвертый в своей жизни детский театр. Он открылся в 1965 году. В 1979 году он переехал в здание на проспекте Вернадского, увенчанное фигурой Синей птицы. До своей кончины Наталия Сац оставалась его художественным руководителем.

Бывший кабинет Наталии Ильиничны сегодня действует как мемориальный. «Это своего рода слепок с интерьеров ее театра, в котором все было направлено на то, чтобы продемонстрировать, как многогранна человеческая личность», — описывает его дочь великого режиссера, заведующая литературной частью Роксана Сац-Карпова.

• Наталия Сац в 1984 году. Рядом с нею дочь Роксана Сац-Карпова и аргентинский корреспондент Хосе Андрес Лопес

• Картина Николая Жукова «Владимир Ильич Ленин среди детей». В кабинете много картин на тему детства. Например, из американского города Олбани (штат Нью-Йорк) Наталии Ильиничне прислали картину: ребята на фоне радуги. В свое время благодаря Наталии Сац мэрия Олбани решила отдать под детский театр лучшее здание города

• На столе у Наталии Сац всегда лежали книги по искусству, ноты и клавиры опер. Ее любимой оперой была «Чио-Чио-Сан», Наталия Ильинична ставила ее дважды — в Казахстане и Москве. Сергей Эйзенштейн однажды в шутку назвал режиссера «Чио-Чио-Сац»

• В кабинете всегда стояли живые цветы. В театре до сих пор есть обычай: в канун премьер и других событий первый букет, подаренный зрителями, ставится в любимую вазу Наталии Ильиничны

• За кадром остались два рояля и коллекция сувениров. Наталия Сац любила декоративно-прикладное искусство, поэтому в кабинете есть изделия из майолики, набор мебели из карельской березы, дымковская игрушка, городецкие шкатулки, подарочные детские стол и стульчик, расписанные под хохлому. А в одном шкафу стоит выставка кондитерских изделий, оформленных в стилистике спектаклей театра 

Вернуться на главную
Новости партнеров


Комментарии (0)

Гость
0/1024
  • :)
  • :(
  • :o
  • :D
  • :P
  • O:-)
  • >:o
  • :-|
  • %)
  • :'(
  • ]:->
  • :-*
  • :-X
  • 8-)
  • 0.0
  • :thinking:
  • :td:
  • :tu:
  • :-!
  • :-[
  • ;-)
  • :red:
  • :flower:
  • :music:
  • :be-quite:
  • :dead:
  • :party:
  • :gift:

  • 1
  • ...