Культура »
11:27 18 августа 2014

Лариса Малеванная: Мы с Рэйфом Файнсом больше понимали друг друга не по словам, а по жестам и взглядам

На закрытие 22-го фестиваля Российского кино «Окно в Европу» состоялся первый показ фильма Веры Глаголевой «Две женщины» с мировой звездой Рэйфом Файнсом в главной роли.

Народная артистка России Лариса Малеванная (в этом году Ларисе Ивановне исполнилось 75 лет) в экранизации пьесы Ивана Тургенева «Месяц в деревне» («Две женщины» — второе авторское название пьесы Тургенева) сыграла свекровь Натальи Петровны — Анну Семеновну (маму героя Александра Балуева). Лариса Малеванная — одна из самых востребованных актрис современного кино своего поколения (снималась в фильмах: «Апостол», «Адмирал», «Дом», а в «Оттепели» Валерия Тодоровского сыграла бабушку Марьяны).

В интервью «Москвичке» Лариса Малеванная рассказывает о том, каким партнером и человеком оказалась Рэйф Файнс, а также объяснила — почему герой Файнса — Мишель Ракитин ни ктоиной, как сам Иван Тургенев.

— Лариса Ивановна, чувствовали ли вы, что Райф Файнс, который сыграл одну из главных ролей в шедевре Спилберга «Список Шиндлера», «звезда мирового класса»?

— Когда режиссер в присутствии других артистов начинает говорить: «Вот, Лариса Ивановна — народная артистка России, легенда БДТ», то я ужасно злюсь. Объясняю такому режиссеру: «Никогда больше не делайте такую ошибку — на сцене и на площадке — все равны». Это для журналистов — один артист – звезда,  другой — суперзвезда, а на площадке: все — товарищи,  партнеры, коллеги… Если бы мы чувствовали — что другой партнер — круче, значительнее, то играть бы не могли. Однажды, во время съемок фильма «Две женщины» сидели мы под большим старинным деревом и одновременно в наши головы пришла мысль: «Если бы политики понимали друг друга также хорошо, как понимают артисты из разных стран, то в мире не было бы конфликтов».

— Известно, что для роли Ракитина Рэйф Файнс специально учил русский язык. Во время съемок фильма «Две женщины» вы разговаривали друг с другом, понимали?

— Я плохо знаю английский язык, и, разумеется, говорила на русском. Файнс внимательно слушал мой рассказ. Правда, когда я стала что-то рассказывать о своем внуке, между прочим, вундеркинде, Рэйф побежал за переводчиком со словами: «Я не знаю, что такое внук?». Мы больше понимали друг друга не по словам, а по жестам, взглядам. Улыбнулся Файнс, значит, все хорошо, подмигнул — здорово. То есть наше взаимодействие  происходило на «собачьем уровне». Признаюсь, меня поразила наша первая общая сцена с Файнсом, когда моя героиня застает  Ракитина, объясняющегося с Натальей Петровной в беседке. Обычно звезды требуют, чтобы начинали съемку с них, ибо еще свежий грим, а Рэйф как покорный ягненок подыгрывал то Саше Балуеву, то Ане Астраханцевой…А когда очередь дошла до Файнса, а случилось это уже под конец съемочного дня (кино снимают медленно — кадр за кадром), то на нем не было и тени усталости. Пример Файнса — очередное подтверждение тому, что настоящий артист – неутомим. Артист может уставать от несуразностей кинематографического быта, но только не от игры.

— Простите, вы сказали, что все актеры на съемочной площадке —– равны, иначе быть не может. Говорят, что ваш партнер в фильме Олега Погодина «Дом» Богдан Ступка, что называется, «знал себе цену», и с коллегами держался несколько свысока?

— Я этого не заметила. С Богданом Сильвестровичем играть было очень легко. Если бы я почувствовала хотя бы малейшее высокомерие со стороны Ступки, то мгновенно потеряла бы интерес к нему. Богдан Ступка очень много шутил, играя моего мужа в фильме «Дом», и это был потрясающий  юмор. Да, и Файнс — не без чувства юмора. Гример передала мне  слова Файнса обо мне. Когда она спросила у Файнса: «Как вам наша петербургская актриса — Лариса Малеванная, которая много лет работала с Георгием Товстоноговым?», англичанин ответил: «Она — чудная и очень-очень смешная».

Фото: Михаил Садчиков-младший

С коллегами-ленфильмовцами (режиссеры Сергей Микаэлян, Игорь Масленников, Виталий Мельников, писатель Валерий Попов и гендиректор Ленфильма Эдуард Пичугин).

— «Смешная» — для вас комплимент?

— Конечно. В фильме «Две женщины» я играю старушенцию, которая сует свой нос всюду, и стремится быть главной, что и смешно, и нелепо.

— Лариса Ивановна, видели ли вы знаменитую постановку 1977 года Анатолия Эфроса на сцене театра На Малой Бронной спектакля «Месяц в деревне»? Если сравнивать Олега Даля в роли учителя Беляева с дебютантом Никитой Волковым — в фильме «Две женщины», боюсь, что сравнение не в пользу юноши из Петербурга?

— Спектакль Эфроса произвел на меня незабываемое впечатление. Эфрос — гений, и этим все сказано. Что касается Беляева, то если бы я, оказавшись на месте режиссера, набирала мировую сборную для экранизации пьесы Тургенева «Месяц в деревне», то Даля на эту роль не выбрала бы. Олег Даль — нечто хрупкое, ломкое, инопланетное, вневременное, тогда как Беляев — очень земной человек. Он — из провинции, и к своим 20 годам много испытал, став молодым, но крепким мужчиной. Возможно, я рассуждаю как провинциалка, которая родилась в маленьком селе под Таганрогом? Для Ракитина флирт с красивой женщиной — Натальей Петровной — приятное времяпровождение, не более того. Если говорить современным языком, то Ракитин — «кайфовальщик», тогда Беляев — трудяга.

— Если забыть о реальности и времени, и выбрать идеальную партнершу для Райфа Файнса на роль Натальи Петровны, на какую актрису пал бы ваш выбор?

— Была такая замечательная английская актриса Вивьен Ли, которая сыграла Скарлетт в фильме «Унесенные ветром», и в ней была страстность, которая проснулась в Наталье Петровне. Впрочем, на мой взгляд, Анна Астрахнцева весьма убедительна в роли Натальи Петровны в фильме «Две женщины». Но Вивьен Ли – это Вивьен Ли!

— Увидели ли в Вере Глаголевой, что называется, «взгляд, руку, характер режиссера»?

— Все это и увидела, и почувствовала в Вере Глаголевой. Не секрет, что женщины – создания многословные, и это нормально, но неприемлемо для женщины-режиссера. Я боялась, что Вера будет заговаривать нас, эмоционально «грузить», но ничего этого, к счастью, не было. От Веры Глаголевой всегда исходили конкретные  задачи. Она не мучила меня долгими рассуждениями о смысле жизни и сложностях любви. Все это я знаю сама – мне Тургенев все сказал в своей пьесе. Вера очень умна и по-мужски лаконична, сдержанна, и это очень хорошо для режиссера.

— Лариса Ивановна, перечитывали ли вы пьесу Ивана Тургенева «Месяц в деревне» перед  съемками фильма Веры Глаголевой?

— Эту пьесу я знаю наизусть. Когда я преподавала в Ленинградском театральном институте, мой курс играл спектакль «Месяц в деревне». Поскольку это был мой первый курс, и первый дипломный спектакль. Тогда эта пьеса показалась мне очень многословной, и сейчас было интересно: сохранятся ли эти кружева из слов в сценарии? Кстати, у одного из литературоведов я прочитала  интересную мысль о том, что в пьесе Тургенева так много «болтовни» и длинных диалогов из-за того, что уровень театрального мастерства в то время был средний, и, в частности, актрисам было необходимо не только играть, но и объяснять на словах, что они сыграли. Но в сценарии лично я длиннот не обнаружила.

— Лариса Ивановна, существует предположение, что в образе Ракитина Иван Тургенев изобразил самого себя. Если вы согласны с этой гипотезой, объясните, пожалуйста, почему?

— Да, я согласна, что Ракитин – во многом Тургенев. История взаимоотношений Тургенева и Полины Виардо, которая была замужем, — эта история Ракитина и Натальи Петровны. Ракитин живет в доме мужа Натальи Петровны, являясь его другом, и при этом флиртует с его женой. Такая же история происходила между Тургеневым, Виардо и ее супругом. Муж Виардо знал, что его жена и Тургенев – любовники. Когда Тургенев заболел, он просил Полину «выбросить его из их дома». Жизнь – штука сложная, и в ней даже самых порядочных людей, к которым принадлежал Тургенев, есть в чем упрекнуть.

— Лариса Ивановна, в этом году вы отметили юбилей. Как вы себя чувствуете, как живете, довольны ли своей занятостью в кино и в театре?

— Юбилей меня немного замучил, ибо больше всего на свете я не люблю давать интервью и фотографироваться. Но при этом сейчас у меня все хорошо. Прошлый год был очень страшным: я перенесла тяжелую операцию, смерть шестимесячного правнука и смерть очень близкого мне человека —  родного брата Александра, который был младше меня, и был моим защитником.  После операции врачи мне сказали: «Лариса Ивановна, если хотите жить,  избегайте стрессов». Если что-то происходит волнительное, то я ставлю «заслон», и оказываюсь как бы в сторонке. Тогда как раньше я была другой — во все вникала, по всякому случаю, нервничала. Сейчас у меня появилось понимание того, что эта жизнь куда-то уйдет, а душа останется, и будут новые ушки, новые глазки. Никогда не забуду наш разговор с Кириллом Лавровым после одного спектакля в БДТ. Развозили нас на машине по домам, и я что-то рассказывала Кириллу Юрьевичу, и вдруг услышала: «Лара, старость — это кошмар: ничего не слышу, глаза слезятся, память плохая, даже что ты мне сейчас говоришь, не все слышу». На что я ему ответила: «Кирилл Юрьевич, что же вы так расстраиваетесь: потерпите немного, и будут у вас новые глазки, новые ушки, новый позвоночник и свежая память». Лавров после моих слов очень сильно смеялся.  Между прочим, я к смерти отношусь спокойно.

— Возможно, вы бы и для Марины Цветаевой нашли бы слова, которые «отвели» бы ее от виселицы?

— Если бы Марина Ивановна была человеком глубоко верующим, она бы не ушла из жизни по своей воле. В романе Булгакова Иешуа говорит Понтию Пилату: «Не ты подвесил эту ниточку, не ты и разрежешь». Все мы живем для того, чтобы проходить уроки. По китайской философии, значимость человека оценивается не по уму, не по таланту, тем более, не по его карьерному достижению, а по тому, как он проходит свой путь. Кто-то за прошлые жизни наработал колоссальный опыт, а кто-то только начинает. Например, один из моих внуков — Стас, — вундеркинд, с невероятным мозгом, знанием многих иностранных языков и абсолютно другим уровнем развития.  Когда я наблюдаю за внуком, ловлю себя на мысли: «Наверное, он прожил 14- жизней, и поэтому сегодня такой умный, а я живу только шестую, и в свои 75 не знаю и доли того, что знает мой 26-летний внук?!». Жизнь не имеет цели. Смысл жизни – сама жизнь.

Вернуться на главную
Новости партнеров


Комментарии (0)

Гость
0/1024
  • :)
  • :(
  • :o
  • :D
  • :P
  • O:-)
  • >:o
  • :-|
  • %)
  • :'(
  • ]:->
  • :-*
  • :-X
  • 8-)
  • 0.0
  • :thinking:
  • :td:
  • :tu:
  • :-!
  • :-[
  • ;-)
  • :red:
  • :flower:
  • :music:
  • :be-quite:
  • :dead:
  • :party:
  • :gift:

  • 1
  • ...