Звезды »
19:42 17 июля 2014

Владимир Хотиненко: «Не представляю себя застегнутым на все пуговицы»

Режиссер со слушателями Летней киноакадемии Никиты Михалкова поделился своим личным опытом, рассказав о людях, с которыми работал и у которых учился, об актерах, любимых фильмах, о новом кинематографе.

 Владимир Иванович по первому образованию архитектор, и, возможно, поэтому он большое внимание придает деталям, описанию, стилю. Между прочим, себя Хотиненко определяет как «человек, не застегнутый на все пуговицы».

«Джонни Депп был бы роскошным Верховенским».
Когда я подступался к фильму «Бесы», точно знал, что Джонни Депп был бы роскошным, фантастическим Петром Верховенским. Не скрывал этого и от актеров, которые снимались в моей картине. Порой мне кажется, что наши актеры больше говорят про системы Станиславского и Михаила Чехова, чем по ней работают. Тогда как в американском кино актеры работают по конкретной системе. К сожалению, наши актеры позволяют себе расслабуху. Очень часто наша расслабленность мешает, как говорится, «делать дело». Железный закон: если человек трудится, то у него все получится. К счастью, среди наших актеров есть такие, которые полностью выкладываются. Один из них – Евгений Миронов, который в любой точке мира будет играть великолепно, не жалея себя.

«Я - актер по принуждению»
Точно знаю, что я – не актер, но при этом сыграл немало ролей. Нередко мое появление в кадре возникало принудительно – иначе не скажешь. Именно так было на картине «Гибель империи». Должны были снимать масштабную историческую сцену, с лошадьми, пушками, тысячной массовкой, и вдруг узнаю, что актер, причем мой близкий друг, запил, и поэтому отсутствует. Я подумал: «Борода у меня есть, мундир по размеру подходит, буду сам играть полковника царской армии– другого выхода нет – у Сергея Маковецкого, который сегодня снимается, больше нет свободных дней».

Поскольку я не обладаю актерским организмом, через который мог бы пропустить роль, то начинаю придумывать вспомогательные средства – больную поясницу, картавую речь, соответствующую походку. У каждого человека есть своя особенность, так называемая «фишка», важная деталь, на которую нужно обращать внимание как актерам, так и режиссерам. Деталь может быть ключом к понимаю образа. Лично я не могу представить себя застегнутым на все пуговицы – в прямом и переносном смыслах. В редких случаях, под бабочку застегну верхнюю пуговицу, но в общем, и в целом – нет: до конца я не застегнут.

Фото: РИА "Новости"

404870 19.06.2009 Режиссер Владимир Хотиненко во время церемонии открытия 31-го Московского Международного кинофестиваля. Илья Питалев/РИА Новости

«Тарковский играл в «чику»
Когда я работал ассистентом Никиты Михалкова в фильме «Обломов», был стал свидетелем того, как Андрей Тарковский снимал фильм «Сталкер». Это было в Таллине, куда я приехал в поисках настоящего экипажа для Штольца. Ассистент Тарковского Евгний Цымбал, которого я встретил в Таллине, пригласил меня на съемочную площадку «Сталкера», так сказать, для расширения кругозора. Оказавшись на площадке, был крайне удивлен тому, что Тарковский вместе с актерами играют в «чику» (в монетки).

Актер Николай Гринько – в «Сталкере» он сыграл профессора, ходил вокруг этой играющей компании кругами, и буквально умолял: «Андрей Арсеньевич, давайте снимать, Андрей Арсеньевич, давайте снимать». Смена в это время шла, и ничего не происходило. Тарковский с помощью игры доводил актеров до такого состояния, которое ему было нужно. Таким методом мог работать только Андрей Тарковский. Ролан Быков очень интересно рассказывал о том, как в течение получаса Тарковский поливал Кайдановского из лейки, добиваясь определенного психологического настроя актера. Никита Михалков работает в ином стиле – более организованном, я бы сказал, гуманном. Безусловно, оба режиссера создали великие картины, только каждый это делал согласно своему видению, представлению и опыту.

«Маковецкий и Хаматова перед расстрелом слились в одно целое»
Для меня актерский кастинг – самое тяжкое испытание. Пробы – ненавижу. Как правило, участвуют в них близкие мне люди, и кому-то приходится отказывать. Причина – идиотская, но она существует. Несмотря на то, что все понимают необходимость выбора, но каждый раз я ищу возможность избежать пробы. Например, при поиске актеров на роли в «Гибели империи», я придумал прием провинциального фотоателье, где сам изображал фотографа начала 20 века. Актеры приходили как бы фотографироваться. Я задавал им вопросы как разговорчивый простодушный фотограф. Но при этом был и стильный профессиональный фотограф, который делал снимки под старину. Перед Сергеем Маковецким и Чулпан Хаматовой, претендующими в тот момент на роли мужа и жены, я поставил задачу: «Посмотреть в камеру так, как будто после этого вас расстреляют». Средний актер никогда бы не выполнил эту задачу. Но Маковецкий и Чулпан – фантастические актеры, и на фото они слились абсолютно в одно целое.

Фото: Анна Иванцова

Режиссер Владимир Хотиненко с супругой искусствоведом Татьяной Яковлевой во время церемонии открытия 36-го Московского международного кинофестиваля в театре "Россия".

«Не переношу подвыпивших людей»
Совершенно не переношу подвыпивших людей. У меня был печальный опыт, когда снимал свой первый фильм, позволяя себе и съемочной группе пить всю ночь. Когда стал смотреть материал, моему ужасу не было предела. Задал себе вопрос: «Вова, а зачем ты поменял профессию, ведь у тебя была такая хорошая профессия – архитектор?».

С тех пор для меня железное правило – ни грамма, ни намека на алкоголь во время работы над картиной. Более того, у меня по этому поводу невроз. Причем могу попросить покинуть съемочную площадку, в случае нетрезвого появления, даже исполнителя главной роли. То есть кино за бутылкой у меня не получается. Для меня важно создать для всех пространство или поле взаимной приязни.

Есть режиссеры, которые любят конфликты на съемках. Так, великий Алексей Герман мог в лицо сказать Людмиле Гурченко (сама актриса об этом рассказывала): «Я же говорил, что надо было брать другую актрису». Замечу, что я тоже для профилактики иногда устраиваю на съемочной площадке разгон. Владимир Машков подсказал мне формулу, которую я с его разрешения теперь использую во взаимоотношениях с людьми: «Вы мою доброту за слабость не принимайте!».

Признаюсь, что для роли в фильме «Патриотическая комедия» мне пришлось напугать Ларису Газееву, попросив выстрелить из автомата за ее спиной. Актриса была напугана со страшной силой, но роль получилась.

Вернуться на главную
Новости партнеров


Комментарии (0)

Гость
0/1024
  • :)
  • :(
  • :o
  • :D
  • :P
  • O:-)
  • >:o
  • :-|
  • %)
  • :'(
  • ]:->
  • :-*
  • :-X
  • 8-)
  • 0.0
  • :thinking:
  • :td:
  • :tu:
  • :-!
  • :-[
  • ;-)
  • :red:
  • :flower:
  • :music:
  • :be-quite:
  • :dead:
  • :party:
  • :gift:

  • 1
  • ...