Кто это? »
15:55 28 июня 2014

Сергей Капков: «Первые слова, прочитанные мной самостоятельно, были «Андрей Миронов»

Сергею Капкову – журналисту, сценаристу, режиссеру документальных фильмов, автору книг о кино и анимации, организатору анимационных кинофестивалей исполняется 42.

Нашему коллеге, Сергею Капкову, 29 июня исполняется 42 года. Его журналистский путь начался в газете «Вечерняя Москва», а теперь он настоящий мэтр.Корреспонденту "Москвички" удалось встретиться с Сергеем накануне дня рождения, и задать ему несколько вопросов.

- Когда кино и журналистика так сильно тебя увлекли, что стали затем основной профессией?

- Кино я увлекся в раннем детстве, когда родители по неизвестной мне причине стали покупать в киосках «Союзпечати» фотографии актеров кино. По ним я учился читать, и первые слова, прочитанные мной самостоятельно, были «Андрей Миронов». Хотел после школы поступать во ВГИК, на режиссерский факультет, но знакомые отговорили. Сказали, что после школы на режиссеров не берут, надо либо отучиться в другом институте, либо «получить жизненный опыт».

Я выбрал институт с военной кафедрой – МХТИ имени Менделеева – чтобы не терять еще два года в армии, но там оказался втянут в журналистику, благодаря моему другу Саше Плющеву. Мы стали писать для институтской газеты «Менделеевец», после чего я осмелел и решил брать интервью у любимых артистов. В девятнадцать лет с первыми статьями постучался в газету «Вечерняя Москва», и меня вдруг стали публиковать. Если бы мои первые статьи не взяли, я вряд ли поверил бы в свои силы и пошел в профессиональную журналистику.

Фото: Из личного архива Сергея Капкова

Сергей Капков с женой и дочерью

- Кто из актеров производил на тебя наибольшее впечатление, может, даже неизгладимое?

- Двадцать лет назад меня потрясло, насколько известные на всю страну и за рубежом, удивительные люди, собравшие для государства миллионы рублей (ведь известно, что кино и водка в СССР приносили самый большой доход в казну), были забыты государством и совершенно никому не нужны. Николай Парфенов, которого мы видели в телевизоре каждый день, ходил в потертых тренировочных и заношенном пиджачке, дома у него ничего не было… Он искал утешение в одном – благодарных словах прохожих, которые выслушивал на ежедневных прогулках по парку.

Любовь Соколова не могла сидеть без дела и готова была мчаться на встречи со зрителями бесплатно. Нищим отдавала последние копейки. Когда у меня родилась дочка, Любовь Сергеевна потребовала срочно приехать к ней и завалила меня подарками: какими-то пеленками, сухими кашами, игрушками…
Некоторые актеры сами уходили от внимания. Людмила Шагалова в 70 лет назвала себя «артисткой в законе» и с профессией «завязала».

Со своим мужем – великим оператором Вячеславом Шумским («А зори здесь тихие…») они составляли удивительную пару. Когда Людмила Александровна ослепла, он навсегда выключил телевизор, читал ей газеты, новые книги, вместе слушали радио. Он – инвалид войны – ходил в магазин, готовил, стирал.
Это были особые люди, из другого века. Общение с ними и стало моими университетами в полном смысле слова.

Фото: Из личного архива Сергея Капкова

Сергей Капков с телеведущим Игорем Кирилловым (2013)

- Чем ты гордишься из своих профессиональных достижений?

- В 90-е годы я собрал биографии многих актеров-эпизодников и первым опубликовал их в интернете. Потом появилось множество биографических сайтов, в основе которых лежат мои исследования. Еще горжусь тем, что многие актеры- легенды, не любившие давать интервью, остались довольны нашей встречей и тепло отозвались о моей работе: Георгий Вицин, Вячеслав Тихонов, Татьяна Окуневская, Нонна Мордюкова, Михаил Пуговкин, Александр Демьяненко, Лев Борисов… Такое не забудешь.

Фото: Из личного архива Сергея Капкова

Сергей Капков режиссирует выездной "Мультконцерт" в Санкт-Петербурге, 2012

- Всем известно твое увлечение анимацией. Каково твое отношение к ней сейчас, что происходит в индустрии?

- В анимации сейчас происходит много чего. Два года назад появилась Ассоциация анимационного кино, на которую лично я возлагаю большие надежды, несмотря на все трудности, с которой она столкнулась. Это помогло хотя бы наладить общение с властью, чего раньше не было вообще. Сейчас мы с продюсером Александром Герасимовым занимаемся разработкой Национальной анимационной премии, которую будем вручать ежегодно 8 апреля – в День российской анимации.

Это огромная ответственность, которую мы на себя берем только потому, что уверены, что никто лучше нас это не сделает. Это мероприятие как раз должно будет показать зрителям все то хорошее, важное, достойное, что происходит и в российской авторской анимации, и в индустрии. И поможет понять, чего не хватает. Правда, чего не хватает – понятно и сегодня: меценатов, спонсоров, инвесторов.

Фото: Из личного архива Сергея Капкова

Сергей Капков с режиссерами Еленой Черновой и Аленой Оятьевой в Киеве у памятника Ёжику в тумане (2008)

- Кто из аниматоров потрясает твое воображение и душу?

- Очень многие. Эти люди вообще из другого мира. Но особенно часто я вспоминаю Александра Татарского, его сегодня очень не хватает. Когда ты приходил на студию «Пилот», он встречал тебя не приветствием, а продолжением прерванного когда-то разговора, либо новостью, которая его только что потрясла, и он должен был немедленно с кем-то ее обсудить. А интересовало его все: погода, политика, строительство, машины, игрушки, дворники во дворе, кошки, свежие статьи в прессе… Он был неравнодушным человеком.

А еще любил розыгрыши. Включался моментально. Как-то в аэропорту я долго ждал свой багаж, и когда наконец получил его, направился к выходу и столкнулся с Татарским. «Сережа, ну сколько тебя можно ждать? Чего ты копаешься? Мне на студию ехать, имей совесть!..» Я ничего не мог понять… Меня должен был встретить отец, но никак не Татарский! Стою, хлопаю глазами, молчу, а он упивается: «Ну, чего замер? Едем или нет?» Оказалось, он встречал кого-то из своих, но, увидев меня, не мог не разыграть. И это один из самых невинных розыгрышей Татарского, другим доставалось похлеще.

Фото: Из личного архива Сергея Капкова

Сергей Капков с Александром Плющевым озвучивает зайцев в мультфильме Натальи Березовой "Сказ Хотанского ковра" (2012)

- Можешь назвать свои увлечения?

- Все мои увлечения связаны с работой. Есть телевидение, одна из самых популярных программ страны «Утро России». График «неделя через неделю» позволяет мне делать что-то еще: участвовать в подготовке кинофестивалей, снимать документальное кино и так далее. Художественный руководитель Российского государственного симфонического оркестра кинематографии Сергей Скрипка пригласил меня попробовать свои силы в режиссуре концертов. Наверное, где-то в глубине души я был готов к такому повороту, поскольку в юности часто устраивал масштабные акции в школе и институте. К тому же, оркестр готовился играть музыку из мультфильмов, которую я хорошо знаю.

Наш первый «Мультконцерт» собрал шикарных артистов, хоровую капеллу имени Юрлова, поющих детей, Юрий Норштейн дирижировал фрагменты «Ежика в тумане», Сергей Меринов под живую музыку лепил героя фильма «Падал прошлогодний снег», Виолетта Колесникова оживляла рисованного Чиполлино… Это был такой успех, что Сергей Иванович оставил меня режиссером и на следующие концерты. Вот мы просотрудничали уже три сезона, и сейчас у меня расписаны концерты – как у какой-нибудь эстрадной звезды – до мая 2015 года.

Фото: Из личного архива Сергея Капкова

На студии "Пилот" презентация нового проекта "Гора самоцветов" в 2005 году

- Как ты распределяешь время и имеешь ли свободное - при том, что успеваешь так много и разнопланово работать?

- Не спрашивай, я не знаю. Такой режим у меня последние двадцать лет…

- Как складываются твои отношения с городом, как меняется для тебя Москва, где и как часто отдыхаешь, твои любимые места?

- На эту тему я не задумывался. Родился и живу на окраине Москвы, которую всегда сложно было воспринимать как часть столицы. Москву я стал узнавать, наверное, только после своих двадцати лет, и до сих пор не познал. У меня нет любимых мест, куда бы я ездил отдыхать. Может быть, потому что в любую точку города мне надо добираться час или больше.

Поэтому я всегда любил и люблю свое Строгино, где можно гулять до глубокой ночи, где зелень, река и какое-то подобие свежего воздуха. Ну а если все-таки говорить о центре, то любимыми местами с юности остаются театры, библиотеки и зоопарк.

Фото: Из личного архива Сергея Капкова

Сергей Капков с дирижером Сергеем Скрипкой и Жанной Рождественской на сцене Концертного зала им. Чайковского (2014)

- На каких произведениях и фильмах ты воспитывал свою дочь?

- Моей дочери уже двадцать один год. Я читал ей перед сном те же самые книги, которые когда-то полюбил сам. Потом перешли на «Гарри Поттера». Смотрели мы исключительно старые советские и диснеевские мультфильмы. Когда она подросла и сама начала выбирать кино и книги, вкус ее уже не подводил.

- Ты всегда был ответственным родителем? Как, на твой взгляд, возможно при нынешней нехватке времени не упустить детей в становлении личности, помочь им правильно выразить себя и стать достойными людьми, дать им достаточно родительского тепла и любви?

- Трудно давать советы, все семьи совершенно разные… Уверен в одном: сколько бы времени не забирала работа, дети важнее. И если ребенок просит внимания, не потому что он капризничает или ему скучно, а потому что ребенку сейчас нужно родительское слово, родительские глаза, то это внимание надо дать немедленно.

У нас в доме никогда не были завязаны ручки шкафов, потому что мы как-то сумели втолковать дочке, что туда лезть нельзя. Мы вместе гуляли, читали, смотрели кино, играли, смеялись, шутили, в доме всегда было много гостей, и дочка росла в атмосфере всеобщей любви. Но при этом было четко расставлены приоритеты – что можно, а чего нельзя.

Любой мультфильм, любая сказка всегда разбиралась: почему герои поступили так, а не иначе. У ребенка всегда остается много вопросов, которые нельзя оставлять без ответов. Именно в эти моменты формируется личность.

И ребенок должен очень рано узнавать, что и взрослые бывают не правы, и даже учитель бывает не прав, и даже мама с папой могут ошибиться, но обязательно при этом попросить прощения у малыша. Важно помнить, что в эти моменты он впитывает каждое ваше слово, каждый поступок, чтобы потом копировать вас же во взрослой жизни.

- Твои пожелания читателям?

- Быть адекватными. Сейчас все очень сложно. Но я желаю вам адекватности, и самое главное - здоровья.

ДОСЬЕ

СЕРГЕЙ КАПКОВ

Родился 29 июня 1972 года. В 1995 окончил РХТУ им. Д.И.Менделеева. С 1991 года печатается в газетах и журналах. Темы статей: кино, театр, актерские судьбы. В 1995-1998 годах работал на радио "Эхо Москвы" корреспондентом и ведущим авторских программ: "Мемуары" (о ветеранах театра и кино), "Мария, Мирабелла" (по истории анимационного кино), "Смехотворцы" (о комиках советского кино) и др. Автор книг "Эти разные, разные лица" (2001), "Товарищ Его Высочества" (2002), "Короли комедии" (2003), "Эпизодники" (2005).

Сотрудничает с анимационными фестивалями "КРОК" и "Суздаль". Член Союза журналистов и Союза кинематографистов России. Диплом кинофестиваля актёров кино "Созвездие" (2000). Диплом Гильдии киноведов и кинокритиков за 2001 год в номинации "Мемуарно-биографическая литература о кино" за книгу "Эти разные, разные лица" (2002).

Один из создателей сайта «Аниматор.ру». составитель «Энциклопедии отечественной мультипликации», шеф-редактор телепрограммы «Утро России». С 2011 в качестве режиссера концертов сотрудничает с Российским государственным симфоническим оркестром кинематографии.

Вернуться на главную
Новости партнеров


Комментарии (0)

Гость
0/1024
  • :)
  • :(
  • :o
  • :D
  • :P
  • O:-)
  • >:o
  • :-|
  • %)
  • :'(
  • ]:->
  • :-*
  • :-X
  • 8-)
  • 0.0
  • :thinking:
  • :td:
  • :tu:
  • :-!
  • :-[
  • ;-)
  • :red:
  • :flower:
  • :music:
  • :be-quite:
  • :dead:
  • :party:
  • :gift:

  • 1
  • ...