Звезды »
13:09 3 июля 2014

Алексей Серебряков: К моменту окончания школы у меня было уже шесть главных ролей

3 июля исполняется 50 лет Алексею Серебрякову. Мы публикуем фрагменты интервью с актером, которое состоялось в период, когда кино снимали не так много, как теперь.

Сейчас Серебряков, у которого за плечами 100 ролей, не дает интервью. Но поскольку в Интернете путаница с датой рождения актера, мы дозвонились Алексею Валерьевичу, чтобы уточнить, когда у него день рождения – 3 июня или 3 июля, Серебряков ответил: «3 июля».

Журналисты зачастили к актеру за интервью после выхода на экраны сериала «Бандитский Петербург», где актер исполнил одну из главных ролей. Однако многие из них ушли несолоно хлебавши: Алексей в жизни не любит крутизны и не угощает «жареными» фактами. Алексей влюблен в жену Машу, обожает дочь Дашу и ценит домашний уют, в котором знает толк и к которому приложил свою талантливую руку.

Мы встретились в 2000 году в квартире артиста на Плющихе, когда Алексей снимался в роли Бориса Савинкова в 12-серийном фильме «Империя под ударом». Публикуем то, что в то время осталось "за кадром". 

– Алексей, вы снимаетесь в кино с детства. Как вы попали в суперпопулярный тогда «Вечный зов»?

– Мне было 13 лет, и я был самостоятельным мальчиком. Учился в музыкальной школе по классу баяна. Когда у моего педагога Василия Дмитриевича Москвичев, к нему приехал корреспондент из газеты «Вечерняя Москва». Именно в те полчаса, когда занимался я. На следующий день в «Вечерке» появился репортаж о том, что В.Д. Москвичев 20 лет учит музыке московских ребятишек. На фото красовался и я с баяном. Мою белобрысую голову на снимке размером с мизинец разглядела много лет работавшая с режиссерами Краснопольским и Усковым актриса Валентина Михайловна Владимирова. Я считаю ее своей крестной. Ей показалось, что я похож на актера Вадима Спиридонова. Через неделю мне задали знаменитый вопрос: «Мальчик, ты хочешь сниматься в кино?» Наверное, в такие минуты сердце замирает от счастья. Восторга у меня не было: моя мама работала на киностудии им. Горького заведующей здравпунктом – делала уколы артистам и кормила их таблетками. После школы я иногда шел к ней на работу, проходил по длинному коридору мимо съемочных павильонов и никто меня не разу не остановил, не схватил за руку и не позвал сниматься даже в эпизоде. Я видел, как работают другие в кино, и кино для меня не было таким уж чудом. Поэтому я серьезно по-взрослому стал это предложение обдумывать потом, посоветовался с родителями и вместе мы решили: почему бы не попробовать? А когда начались долгие нудные пробы, я очень быстро понял, что это труд не самый сладкий и не самый приятный. Одно только радовало: я каждый день зарабатывал 3,4 или 5 рублей. После проб выяснилось, что ушла натура, и съемки картины откладываются на год. А за этот год произошли другие события: мои фотопробы попались на глаза режиссеру Федору Филиппову, и он пригласил меня в «Позднюю ягоду». Летом 1978 года я уже снимался одновременно в двух картинах: в «Поздней ягоде» и в «Отце и сыне», продолжении «Вечного зова».

Фото: kinopoisk.ru

кадр из кинофильма "Левиафан"

– Ведь далеко не все дети, которых снимают в кино, после школы выбирают театральный вуз, а вы окончили ГИТИС. Значит все же актерская профессия вас привлекала?

– К моменту окончания школы у меня было уже шесть главных ролей, и я снимался еще в фильмах «Алые погоны», «Последний побег», «Смотри в оба». Наверное, это и повлияло на мой выбор.

– Все ли вам нравится из того, что вы делаете на экране?

– Далеко не все. Я вообще свои фильмы не смотрю и даже не помню, где и когда снимался. Некоторые ленты вообще не видел по разным причинам: одни мне были не интересны, другие мне никто не показывал. Так, например, было с фильмом Павла Лунгина «Большая игра», который снимали в Пакистане и где я играл 45-летнего американского полковника. Судьбы этой картины я не знаю. Не так давно сыграл я в казахской картине «Десант». О ней тоже ничего не знаю. Мне дорога картина «Я – Иван, ты – Абрам», там снимались наши звезды: Янковский, Джигарханян. Она получила Гран-при Московского фестиваля, но никто ее не купил и, наверное, никогда нигде не покажет. Еще был венгерский фильм «Больше вита», получивший главный приз «Кинотавра» и много других наград, об этой картине никто даже не написал и никто ее не купил. Потом мы удивляемся, что наша молодежь знает Ван Дама и не знает российских актеров. Мои близкие увидели именно эти мои картины.

– Неужели в семейной видеотеке нет фильмов с вашим участием?

– Есть. С некоторых пор Манюнечка стала их собирать, чтобы потом, когда мы будем пожилыми, – смотреть. А пока некоторые фильмы смотрит мама и дочка. Мама очень расстаривается, когда на экране меня обижают или я погибаю, а дочь выбирает фильмы по своему вкусу. Сначала Даша постоянно крутила «Обнаженную в шляпе», потому что папа там улыбается, а в жизни обычно работает Цербером: я – единственный, кто пытается ей что-либо запретить. Поскольку все ребенка балуют, мне пришлось взять на себя эту несимпатичную миссию, говорить слово «нельзя». Потом Даше стала нравиться картина «Фанат». Там папа сильный, а в жизни я спортом совсем не занимаюсь, всегда предпочитаю тренировать мозги. Мне бы хотелось, чтобы дочь смотрела другие мои картины, такие, как «Случайный вальс» Светы Проскуриной, которая получила «Золотого леопарда» в Локарно. Я тогда одновременно снимался в трех картинах: «Распад» о Чернобыльской аварии, «Фанат» и «Случайный вальс». «Фанат» сделал меня популярным: меня стали узнавать на улице, предлагать большое количество сценариев про бывших афганцев, каратистов, боксеров и т.д. Но только после «Случайного вальса» я впервые почувствовал нечто такое, за что можно уважать мою профессию. А то, что сегодня происходит в кино, меня не устраивает.

– А разве вам безразличен интерес зрителей к «Бандитскому Петербургу»?

– Мне приятно, что фильм понравился зрителям, моим близким, жене, маме. Есть и другой плюс: как только мы становимся медиа-лицом, тут же появляется работа. После выхода «Бандитского Петербурга» посыпались предложения, но все это были сериалы, кожаные куртки, и мне это уже не интересно.

Фото: kinopoisk.ru

Анастасия Немоляева и Алексей Серебряков в фильме «Перегон» (2006)

– Но кино вам дарит возможность общения с талантливыми людьми, а это тоже дорогого стоит.

– Безусловно. Мне на людей везло всегда. Я родился в замечательной семье, в которой царит любовь: папа – книголюб, собрал большую библиотеку и всегда подсовывал мне что-нибудь интересное, тем самым приучив меня к чтению. У меня была прекрасная классная руководительница Маргарита Николаевна Стрельникова, учитель литературы, она меня всегда отстаивая перед педсоветом, поддерживая и прикрывая, когда я пропускал занятия из-за съемки. И я ей очень благодарен за это. Мой педагог В.Д Москвичев научил меня слушать и слышать музыку. На съемках «Поздней ягоды» я работал с Игорем Ледогоровым и был потрясен его исполнительностью, деликатностью и внимательным отношением ко мне. В «Последнем побеге» я встретился на съемочной площадке с Михаилом Александровичем Ульяновым, и его трудолюбие произвело на меня настолько сильное впечатление, что я, 16-летний, стал серьезнее относиться к профессии.

– Жена не ревнует к партнершам, красивым актрисам?

– Ревнует, конечно, и я ее очень ревновал, когда она, преподаватель Академии танца, ходила на занятиях полураздетая перед молодыми пацанами.

– Актеров обычно считают ненадежными мужьями, а вы такой кот домашний средней пушистости или уже свое отгрешили?

– Я не ходок, с 20 лет искал себе ту, которая бы стала хорошей матерью моим детям, но на нашел лишь спустя годы. Мы ведь с Машей знакомы очень много лет, но только пять лет назад увидели друг друга. Ведь можно смотреть и не видеть, слушать и не слышать: мы ходили рядом, но каждый сам по себе. Я долго был в близких отношениях с Машиной подругой. А у Маши были свои интересы. Прошло время, прежде чем мы поняли, что должны быть вместе. Мы счастливы, у нас есть ребенок и обязательно будет еще.

– Вы считаете свое поколение счастливым?

– Чем же оно счастливое? Благополучным и счастливым его назвать сложно. Я вам так скажу: в момент серьезных исторических пертурбаций на поверхности оказывается человек действующий, нетерпимый, категоричный, нерефлексирующий. Именно это и происходит последние 15 лет. Хорошо это или плохо, но это так. Тем, кто реализовался – флаг им в руки, но я общаюсь с теми, кто не умеет ногой открывать дверь, с теми, в ком есть сомнения, поэтому в моем окружении много людей с трагическими судьбами, кого-то уже нет в живых, и виной тому – психологическая ситуация, которая сложилась. У наших родителей вопрос реализации не стоял. Они думали о том, как пережить бомбежку и накормить детей. Сейчас каждый решает одну проблему: как выжить, как выбить зарплату, где найти работу. Людям, которые по восемь месяцев не получали зарплату, не до высокого искусства. Даже криминальная хроника уже не вызывает никакой реакции.
Впрочем, мне-то что бога гневить: я имею возможность работать, любить свою семью, свой дом, но мне бы хотелось, чтобы судьбы моих друзей сложились более успешно.

– Почему так пессимистично?

– Меня совершенно не пугает перспектива ухода из этой профессии. Потому что заниматься тем, что предлагают, я совсем не хочу. Халтуру надо называть халтурой, а серьезное кино, в котором я бы хотел играть, не нужно спонсорам. Если мне предлагают что-то интересное, я с радостью соглашаюсь.

Фото: ИТАР-ТАСС

Актриса Анна Каменкова и актер Алексей Серебряков в сцене из фильма "Тесты для настоящих мужчин"

– Так вы оптимист или пессимист?

– Не бывает оптимистов и пессимистов. Человеку больно – он пессимист, когда он счастлив – он оптимист. В трудные минуты я вспоминаю китайскую мудрость: «Стойкость – путь к счастью».

– Что бы вы делали без кино?

– Я бы с удовольствием строил дома, делал мебель, пошел бы в ученики к плотнику. Мне очень нравится работать с деревом: я – рукастый.

– Слышала, что даже в кулинарии преуспели…

– Сейчас у меня нет необходимости быть кулинаром, потому что у меня Манечка чудесно готовит. Я многое умею, потому что долго жил один. Готовить научился в 17 лет, когда работал в Сызранском театре. Все, что было под рукой, перемешивал: иногда получалось, порой – нет. То, что удавалось, – фиксировал.

Фото: kinopoisk.ru

Михаил Ульянов и Алексей Серебряков в фильме "Последний побег" (1980)

– Маша рассказала, как вы ее угощали русскими богатыми «полными» щами, которые варили несколько часов…

– Эти фирменные операторские блюда операторы любят готовить. И любят выпивать. Начиная с корифея Лебешева и заканчивая молодыми. У них я научился готовить настоящие русские щи. Они выпивают, пока готовятся щи, потом едят щи, чтобы протрезветь и начать выпивать опять.

– Столичная жизнь вам по душе?

– Великое счастье, что я родился в Москве, потому что человек не инициативный и не тщеславный. Потому что если бы родился в деревне, я бы оттуда не уехал – не бросил бы родителей. Москва дала мне возможность видеть, читать, слушать, ходить в Консерваторию, в кино, в театр. Конечно же, Москве я обязан очень многим. Я не согласен с сегодняшним архитектурным решением города, но тут уж ничего не поделаешь?

– Как вы с женой свободное время проводите?

– Книжки читаем, иногда к друзьям на премьеры выбираемся. Наше материальное положение не столь благополучно, чтобы мы могли себе позволить уехать в путешествие.

Фото: Persona Stars

Алексей Серебряков с детьми

Самые известные роли Алексея Серебрякова:

Пан «Забавы молодых»
Джордж Лич «Морской волк»
Алексей Серебров «Тесты для настоящих мужчин»
Олег Званцев «Бандитский Петербург»
Комбат Твердохлебов «Штрафбат»
Стасис «Глянец»
Странник «Обитаемый остров»
Лебеда «Жила-была одна баба»
Николай «Левиафан» 

Фото: ИТАР-ТАСС

Анна Дубровская в роли Сары и Алексей Серебряков в роли Иванова на съемочной площадке фильма режиссера В. Дубровицкого по пьесе А.П.Чехова "Иванов"

Вернуться на главную
Новости партнеров


Комментарии (30)

Гость
0/1024
  • :)
  • :(
  • :o
  • :D
  • :P
  • O:-)
  • >:o
  • :-|
  • %)
  • :'(
  • ]:->
  • :-*
  • :-X
  • 8-)
  • 0.0
  • :thinking:
  • :td:
  • :tu:
  • :-!
  • :-[
  • ;-)
  • :red:
  • :flower:
  • :music:
  • :be-quite:
  • :dead:
  • :party:
  • :gift:
Гость
0:17 Пятница, 4 июля 2014
9
1
Ответить
Гость Один из самых талантливых актеров своего поколения
Гость
0:37 Пятница, 4 июля 2014
6
2
Ответить
Гость детей вывез из помойки вот и молодец!
Гость
4:42 Пятница, 4 июля 2014
1
3
Ответить
Гость Сам труху гонит, но требует что бы ему везде был первый сорт.
Гость
8:12 Пятница, 4 июля 2014
0
0
Ответить
Гость Автор! У Вас хромает русский язык, а так интересно
Гость
9:04 Пятница, 4 июля 2014
3
1
Ответить
Гость Хороший актер, трудяга. Удачи ему. И почему-то не вспомнили фильм "Баязет" да и множество других.
Гость
9:07 Пятница, 4 июля 2014
4
1
Ответить
Гость А мне обидно, что талантливые люди ВЫНУЖДЕНЫ жить забугорм.
Гость
12:23 Пятница, 4 июля 2014
3
1
Ответить
Гость Хороший актер, хороший человек.
Гость
12:55 Пятница, 4 июля 2014
3
1
Ответить
Гость Настоящий актер и мужчина ..пример для подражания особенно нынешнему поколению айфончиков!!1
Гость
20:21 Пятница, 4 июля 2014
0
0
Ответить
Гость Только своих детей у него нет. Все приемые
Гость
11:51 Суббота, 5 июля 2014
0
0
Ответить
Гость С первой минуты, как увидела Алексея, еще мальчиком, влюбилась. Мне всегда нравится смотреть на него в любой роли, тянет, как магнитом. Но в нем всегда чувствуется какая то усталость, обреченность. Сильный актер, дай бог ему счастья в личной жизни и побольше хороших ролей.

  • 1
  • 2
  • 3