История успеха »
18:39 13 июня 2014

Александр Потапов: «Не может артист-бомж сыграть Гамлета»

14 июня народному артисту России Александру Потапову исполнилось 73 года. Накануне своего дня рождения Александр Сергеевич вспоминал с «Москвичкой» партнеров, учителей, однокурсников, режиссеров и особенные встречи

В фильмах «Крепостная актриса», «Любовь земная», «Сибириада», «Экипаж», «Любовь земная», «Любить по-русски» актер создал яркие, запоминающиеся образы. Александр Сергеевич дважды сыграл Никиту Сергеевича Хрущева – в фильмах  «Чудо», «Жуков», а в фильме «Серые волки» - сына Хрущева - Сергея.

Александр Сергеевич много лет преподает «актерское мастерство» в Щепкинском театральном институте.

Накануне своего дня рождения Александр Потапов вспоминает с «Москвичкой» партнеров, учителей, однокурсников, режиссеров и особенные встречи.

- Александр Сергеевич, как вы, создавший образ Никиты Хрущева в нескольких фильмах и спектаклях, относитесь к этой исторической личности? Вопрос злободневный, ибо сегодня имя Хрущева звучит ежедневно в связи с возвращением Крыма России?

- Я видел Хрущева совсем близко. В Малом театре, будучи студентом,  играл в спектакль «Честность» по пьесе Софронова. Однажды в Малый театр на этот спектакль приехал Никита Сергеевич, а я в тот момент находился рядом с Верой Пашенной, которая взяла меня с собой в ложу к Хрущеву. Мое первое впечатление – огромное как блин лицо, со страшными, неприличными бородавками, и холодные, холодные синие глазки. Это был взгляд жестокого, ни во что неверующего человека. На мой взгляд, Хрущев был обыкновенным жлобом, а есть такое сравнение, что «жлоб хуже шпиона».

У меня очень негативное отношение к Хрущеву с детства. Мой отец был летчиком, генералом авиации, а Хрущев разрушил советскую авиацию. У моего отца отняли  военные звания, и мы стали нищими.  Еще я играл сына Хрущева – Сергея Хрущева, а Ролан Быкова самого Хрущева в фильме «Серые волки», и во время работы над картиной общался с Сергеем Хрущевым.

Сергей Никитич провел меня в архивы КГБ, где я увидел протоколы заседаний Политбюро, с резолюциями Сталина, и подписями членов Политбюро. Единственный, кто писал развернутые комментарии на протоколах был Хрущев, причем все его комментарии сопровождались матами, и откровенными оскорблениями: «Эту сволочь, эту гидру». Такие как Хрущев есть при любой власти.

- Интересно ли вам работать в современном кино?

- Кстати, скоро буду играть вновь  Хрущева. Еще мне предложили роль в новой экранизации романа Шолохова «Тихий Дон» режиссера Сергея Урсуляка.  Правда, не понимаю - зачем после замечательного фильма Сергея Герасимова нужны еще постановки этого романа. Сниматься «абы где», - не хочу. Раньше надо было сниматься по делу, и такие возможности имелись.  

- Были большие  роли, которые вы упустили по своей вине или жизненным обстоятельствам?

- Одну роль, ставшую классикой мирового кинематографа, я не сыграл из-за своего развода, совершив огромную глупость. Но, мне удалось поработать с великими режиссерами – с Сергеем Юткевичем, Марком Донским, Борисом Барнетом, Иваном Пырьевым.

Правда, я тогда не понимал, что кино – это очень серьезное дело, и к нему надо относится не весело, как нам говорили в театральном училище («театр – храм, а кино – для заработка»). Кино – это высокое и очень важное искусство.

- Борис Бабочкин благодаря кино, в частности, роли Василия Чапаева, стал бессмертным. При этом известно, что Борис Андреевич больше любил театр, и театр отнял у него половину жизни – столько нервов и сил он потратил на борьбу за свои постановки, свое видение театра?

- От Бориса Андреевича я получил автограф со словами: «Моему самому любимому актеру». Не знаю – кому он еще так написал, но этот автограф я берегу как зеницу ока. Я играл в двух постановках Бориса Бабочкина, которые имели огромный успех. Меня даже Товстоногов пригласил в БДТ, увидев в спектакле Бабочкина.

Но я понял, для того чтобы стать своим в БДТ, нужно пролить столько крови, а зачем? Возможно, я испугался сложного характера Георгия Товстоногова после нашего общения. Да, и у Бориса Бабочкина был очень непростой характер! От него можно было получить весьма неожиданные вещи! Но общение и работа с Борисом Бабочкиным – это университет.


- Вам довелось поработать и с тогда еще начинающим режиссером Юрием Любимовым?

- Студентом третьего курса я играл в театре Комедии на Таганке. Все относились к Таганке как к революционному явлению в театральной жизни страны, но у меня, молодого артиста, было ощущение ужаса. Помню свое первое выступление в саду Эрмитаж, в спектакле «Двенадцатое ночь», где я играл Шута. Никто со мной не репетировал. Кинули мне в лицо грязные лохмотья одежды, и мне было так стыдно выходить на сцену.

У моих партнеров было столько амбиций и высокомерия, и при этом совсем невысокая театральная культура! В Малом театре моей молодости отношение к артистам было очень уважительное. Великие мастера сцены вставали, когда заходили молодые артисты, и пожимали нам руки. Говорят, что театр начинается с вешалки. Для меня театр начинается с артиста.

Когда артист перешагивает порог театр в помятом костюме, и на нем нечистая рубашка, то его игра изначально будет враньем. Если артист едет в метро, и у него нет квартиры, а он играет принца Датского Гамлета, то он и близко его не сыграет! Не может бомж сыграть Гамлета! Правда, лично мне уже и в театре не очень интересно играть. Театр прекрасен только тогда, когда есть хорошие партнеры, а в противном случае, он становится кошмаром.

 - Александр Сергеевич, разве Щепкинское училище не готовит кадры для Малого театра? Почему же так проблематично с партнерами?

- Партнерство в театре – это небольшой круг людей, с которыми можно говорить на одном языке. Виталий Соломин был идеальным партнером, самым идеальным за мою долгую жизнь на сцене. Когда есть ощущение партнерства, то даже более слабые актеры подтягиваются к уровню мастеров, и начинают работать на верной ноте.

Справка

Александр Сергеевич Потапов, народный артист России, лауреат Государственной премии России, родился 14 июня 1941 года. В 1962 году Потапов окончил ВТУ им. М.С.Щепкина и был принят в труппу Государственного академического Малого театра.

Входит в число артистов, на которых держится репертуар Малого театра. Профессор Щепкинского театрального института. Начинал педагогическую деятельность со ВГИКа, куда его пригласил руководитель курса Виталия Соломин.

За воплощение образа солдата в фильме «Приказ: перейти границу» Александр Потапов был удостоен Государственной премии России.

Вернуться на главную
Новости партнеров


Комментарии (1)

Гость
0/1024
  • :)
  • :(
  • :o
  • :D
  • :P
  • O:-)
  • >:o
  • :-|
  • %)
  • :'(
  • ]:->
  • :-*
  • :-X
  • 8-)
  • 0.0
  • :thinking:
  • :td:
  • :tu:
  • :-!
  • :-[
  • ;-)
  • :red:
  • :flower:
  • :music:
  • :be-quite:
  • :dead:
  • :party:
  • :gift:
Гость
10:20 Среда, 8 июля 2015
0
0
Ответить
Гость Замечательный актер и человек. Светлая и вечная память !