Кино »
16:25 12 июня 2014

Игорь Макаров: "Мультфильмы Ефима Гамбурга будут и дальше вызывать улыбку детей и взрослых"

13 июня 2000 года ушел из жизни режиссёр-мультипликатор Ефим Абрамович Гамбург. “Что бы такого сделать плохого?..”, “Надо жить умеючи, надо жить играючи. Словом, надо, братцы, жить припеваючи…”, “Меня не слышат – это минус, но и не гонят – это плюс…”, “Ну а потом – суп с котом! Суп с котом и adieu…” – цитаты пришли в наш речевой обиход благодаря его мультфильмам

“Что такое хорошо и что такое плохо” (по Маяковскому), “Слоненок” (по Киплингу), “Ограбление по…”, “Голубой щенок”, “Пес в сапогах”, “Контакты. Конфликты…” (по Жванецкому) – это все он, великий аниматор, человек на века.

Участник Великой Отечественной войны, награждённый Орденом Красной Звезды и медалями, по образованию педагог, в 1955 Гамбург году пришел на студию Союзмультфильма, и проработал там до конца своей жизни. Гамбург много снимал детских фильмов, но тяготел, по воспоминаниям коллег, к парадоксальному кино, карикатурам.

Он производил строгое впечатление, но был в нем такой заряд жизненной энергии, силы, оптимизма и доброты, что, однажды познакомившись с ним, забыть этого человека было уже невозможно. Гамбург железно держал данное слово. Обладал невероятной харизмой. Когда нужно было понравиться аудитории, иметь успех, ставили его фильмы - это был беспроигрышный вариант. Он предпочитал четкую графику, монохромное, черно-белое кино. Очень редкий случай среди аниматоров.

Ефим Гамбург обожал сатиру и пародию. Он был Мелом Бруксом в отечественной мультипликации, пересмеял советский и западный шпионский детектив (“Шпионские страсти”, 1967), американский, итальянский и французский гангстерский фильм (“Ограбление по…”, 1978), мюзикл (“Голубой щенок”, 1976), фильм плаща и шпаги (“Пес в сапогах”, 1981). Тонкий, пластовый юмор, скрытый стеб был в самых, казалось бы, невинных фильмах автора – например, из сказки венгерского писателя Д. Урбана “Голубой щенок”. 

Гамбург отлично пародировал жанры серьезного кино. Три выпуска “Только для взрослых” на темы воспитания (1971-1974), четыре выпуска “Контакты. Конфликты…” на тексты Михаила Жванецкого (1984-1987), “Внимание! Волки!”, 1970, фильма-притчи (“Старые заветы”, 1968; “Парадоксы в стиле рок”, 1982).

Фильмы Гамбурга, выполнявшие “социальный заказ”, всегда были оригинальными. Они построены на рисунках детей СССР и ГДР (в сотрудничестве со студией ДЕФА): “Край, в котором ты живешь” (1972), “Песня дружбы” (1973), “Мы рисуем Октябрь” (1977). В 1990-м Гамбург создал серию мультипликационных клипов “Басни Крылова” с участием известного эстрадного певца Сергея Крылова.

Игорь Макаров, главный художник телекомпании REN TV долгие годы работал с Ефимом Гамбургом.

Фото: Википедия

Режиссер-мультипликатор Ефим Гамбург

- Каким был последний проект Гамбурга?

- Последний его большой проект – мультипликационная экранизация повести Михаила Булгакова “Роковые яйца”. Он остался незаконченным, и очень жаль. После фильма могло бы получиться достойное воплощение булгаковской фантазии. Но, как бы то ни было, мультфильмы Ефима Гамбурга будут и дальше вызывать улыбку детей и взрослых всех последующих поколений.

Фото: из архива Игоря Макарова

    

- Как вы познакомились?

- С творчеством Ефима Гамбурга («Шпионские страсти») я познакомился в 1968 году, будучи студентом Строгановки. Тогда и предположить не мог, что через десять лет буду работать вместе с ним на Союзмультфильме. Мы встретились для совместной работы на фильме «Ограбление по» - Гамбург, Дима Менделевич и я. Как-то сразу пришло взаимопонимание, заряженное абсолютной энергетикой, юмором и коммуникабельностью Ефима. Возрастная разница в почти 20 лет улетучилась мгновенно. На фильме «О море, море!» совсем юные актеры (там были игровые сцены) восторженно принимали все его придумки и радостно выполняли их.

Фото: из архива Игоря Макарова

"О море, море" - съемочная группа в Киеве

- Как создавались фильмы?

- Весело и самозабвенно. Фильмом «Пес в сапогах» Ефим увлек идеей Валуцкого, Либина и первоклассных актеров. Классно спела группа «Рок-ателье». Уже на этапе первых встреч Гамбург заводил всех верой в победу и вел нас к ней, как бывший солдат-фронтовик (кстати, в 17 лет он ушел на войну и закончил ее в Японии). У Гамбурга была команда любимых и отборных мультипликаторов, и из фильма в фильм они радостно поддерживали любую его «инновацию». А новые технологии он обожал, жадно осваивал и внедрял в наши заскорузлые от производственных штампов головы.

«Контакты, конфликты» по М. Жванецкому - пример создания фильма по тексту под камерой по рисункам мультипликаторов (практически полностью авторские сцены, без прохождения по цехам) - эксперимент чистой воды, и таких было множество.

- Как вам работалось вместе?

- С Ефимом было радостно и интересно. Он успевал, по необходимости того времени, быть политически грамотным, не теряя волюнтаризма и куража. Судорожное угасание Союзмультфильма (88-92г) все-таки подарило нам совместные работы с Америкой и Англией («Стереотипы» и «Ромео и Джульетта»). Ефим проложил дорогу всем нам в этом перестроечном коридоре своим умом, талантом и верой. Стереотипы мы раздалбливали с восторгом. Лихие 90-е (заказы, реклама и пр.), конечно, не воспламеняли наши сердца, как раньше. Ефим старался устоять в суетных и беспринципных новых ветрах, но здоровье подкосило. На скорбных колоннах ДК висели одновременно два некролога двух моих друзей – Григория Горина и Ефима Гамбурга. Печалюсь до сих пор…

Фото: из архива Игоря Макарова

Ефим Гамбург в Лондоне

СПРАВКА

Ефим Абрамович Гамбург

Окончил Московский педагогический институт (художественно-графический факультет) и с 1955 года работал на студии "Союзмультфильм" художником-прорисовщиком, мультипликатором, а с 1965 года – режиссёром. В 1990 году основал и возглавил студию «Гамбургский счёт» (с 1991 – «Ренешанс»). Учредитель РОО «Объединение «Союзмультфильм»».

Фото: из архива Игоря Макарова

СМФ- с американской командой

Снимал рисованные фильмы, часто применял новаторские технические методы – операторские эффекты, совмещение натуры с рисунком, специальные методы обработки рисованного изображения. В 1982 году снял первый в СССР анимационный фильм с использованием компьютерной графики («Парадоксы в стиле рок»). Член АСИФА. Награждён орденом Красной Звезды и медалями.

Фото: из архива Игоря Макарова

"О море, море"  - съемки в Киеве

Вернуться на главную
Новости партнеров


Комментарии (0)

Гость
0/1024
  • :)
  • :(
  • :o
  • :D
  • :P
  • O:-)
  • >:o
  • :-|
  • %)
  • :'(
  • ]:->
  • :-*
  • :-X
  • 8-)
  • 0.0
  • :thinking:
  • :td:
  • :tu:
  • :-!
  • :-[
  • ;-)
  • :red:
  • :flower:
  • :music:
  • :be-quite:
  • :dead:
  • :party:
  • :gift:

  • 1
  • ...