Кино »
10:26 6 июня 2014

Михаил Файнштейн: «Крамарова любят в России, как Брэда Питта в США»

6 июня 1995 года ушел из жизни блистательный артист, всенародный любимец Савелий Крамаров

В 2004 году вышел документальный фильм «Савелий Крамаров. Джентльмен удачи». Режиссер — российский и американский тележурналист, продюсер Михаил Файнштейн. Картина была выдвинута на соискание премии российской телеакадемии «ТЭФИ» и побила все телевизионные рейтинги.

Мир узнал об артисте то, о чем даже не мог предположить – настолько сенсационные факты были обнародованы в этой картине. 

СЕМЬ ЛУЧШИХ РОЛЕЙ САВЕЛИЯ КРАМАРОВА

Михаил Файнштейн рассказывает в интервью «Москвичке», как он погружался в сложный и странный мир Савелия Крамарова, а также о том, что осталось «за кадром».

- Михаил, что вас больше всего поразило в жизни Савелия Крамарова при работе над фильмом?

- Во-первых, необходимо сказать о том, что я не встречался с Савелием Крамаровым. Вдова Крамарова – Наталья Сирадзе искала режиссера, который снял бы о муже хорошее, честное документальное кино. Судьба распорядилась так, что этим режиссером оказался я. Наталья, все друзья, родственники Крамарова всячески мне помогали в работе над фильмом. Если говорить о том, что поразило меня больше всего в работе над картиной, то, безусловно, история с похищением с Донского кладбища Москвы урны с прахом матери, и перезахоронением в Америке, около дерева. Савелий Крамаров умер очень быстро, неожиданно, и не успел позаботиться о том, чтобы после смерти они с мамой были рядом. В настоящее время прах матери, которую Крамаров боготворил и любил больше всех на свете, и его прах – находятся в разных городах США.

- Наверняка, вы думали о том – а хотел ли сам Крамаров, чтобы вы рассказали миру о его сокровенной жизни?

- Думаю, что хотел. Если бы на то не было воли Крамарова, я бы не дошел до праха его матери. Ощущение того, что рука Савелия Крамарова меня направляет – меня не покидало. Поскольку больше никто не делал фильмов о жизни артиста, то, возможно, мне удалось в своей работе, как говорится, «закрыть тему».

- В фильме неоднократно говорится о том, что Крамаров был очень смелым человеком, но при этом повторяется мысль, что вся его жизнь – борьба со страхами и комплексами.

- Все ниточки к личности Крамарова – из его детства. Оттуда – и его страхи. Даже близкие друзья в СССР не знали о том, что Крамаров – еврей. Он был сыном «врага народа», что, безусловно, не могло сказаться на всей его жизни. Но Савелий Крамаров нашел путь к своей свободе, и умер абсолютно свободным человек. Его жизнь я бы определил в двух словах: «Путь к себе». Ему удалось найти истину в самом себе.

Фото: "Вечерняя Москва"

Кадр из фильма "Джентльмены удачи" - слева направо - Савелий Крамаров, Евгений Леонов, Георгий Вицин

- Был ли Крамаров авантюристом?

- В каждом большом артисте живет авантюрист. Если нет уверенности в том, что он сможет быть лучшим, великим, любимым, кумиром, то лучше в артисты не идти. Кино в хорошем смысле авантюра. Другое дело, что у Крамарова, конечно, был конфликт «формы и содержания», внутренней глубины, большого ума и при этом, мягко говоря, не интеллектуальной внешности. Он был очень противоречивым человеком. Точнее, до Америки, в СССР, как актер Крамаров – был один человек, и этот человек, по словам самого Крамарова – «засранец», а в жизни, в душе, наедине с собой и близкими, - совсем другой человек. Возможно, в профессиональной сфере он выбрал способ защиты, который не всегда отличался корректностью по отношению к коллегам. Что касается карьеры Крамарова, то, конечно, под такого артиста надо было создавать фильмы, писать сценарии, как это происходит на Западе, в частности, в Америке. Но в СССР, грубо говоря, использовали данные Крамарова, его комичность, и только.

- В вашем фильме рассказывают о Крамарове только его друзья. А были ли у него враги, настоящие враги?

- Врагов не было. Но среди российских коллег далеко не все хотели давать интервью для моего фильма. Леонид Куравлев отказал мне, объяснив это тем, что «плохого об ушедших не говорят, а хорошего ему сказать нечего». По словам Куравлева, Крамаров мог сказать на съемочной площадке ему прямо в лицо довольно резкие слова, к примеру, что ему «играть особенно ничего не нужно», просто «продай лицо» и все… Обидно для коллеги звучит, правда? В Америке Крамаров стал другим человеком. Ему нечего было бояться, не было необходимости защищаться, и он начал просто жить, дышать полной грудью.

- 13 лет в Америке артист потратил на то, чтобы выучить язык, адаптироваться к новой стране, завести друзей, купить дом…Это все отвлекает от движения души актера, его истинного пути. И в фильме прозвучала эта мысль – что в погоне за радостями жизни, просто нормальной жизнью, он переставал быть большим актером.

- Актер - это особая планета, которая вращается исключительно по своим законам. Для того, чтобы удостовериться в том – помнят его или забыли, Крамаров приезжал в Россию из США. И он увидел, что любовь людей к нему не только не уменьшилась, а стала огромной. Если говорить о масштабе любви к артисту Крамарову, то в России, конечно, этот масштаб намного больше, чем в США. В Америке он был востребован, и его любили люди, узнавали, но, чтобы вам было понятно, - Крамаров в России был как сегодня Брэд Питт в Америке. Поездка в Россию убедила его в том, что он правильно выбрал свой путь, пусть сложный и трудный, но своим талантом он приносил радость людям, делал их более счастливыми. Для настоящего артиста очень важно – дарить людям радость. Крамаров понял, что в России он кумир, и что никакая политика, пропаганда не в состоянии убить эту любовь людей к артисту Крамарову.

- Как артист – артисту, Крамаров написал в СССР письмо президенту США Рональду Рейгану. Как вы думаете, читал ли Рейган это письмо?

- Думаю, что нет. Но это не важно. Крамаров получил международную огласку, и в СССР с ним уже обращались более осторожно.

- В Америке Крамаров два раза был женат. От одного брака – дочь. Обрел ли он личное счастье?

- С Натальей Сирадзе – да. Она очень красивая, моложе его, влюбленная женщина. Всегда им восхищалась. Наталья очень много делает для памяти Савелия Крамарова – очень много. У нее уже другая семья, причем она очень счастлива в новом браке, но она никогда не отказывает от участия в памятных мероприятиях, связанных с Савелием Крамаровым. После выхода фильма «Савелий Крамаров. Джентльмен удачи» мне часто задавали вопрос: «Был ли Крамаров бабником?». Безусловно, да. Все женщины говорили о нем в превосходной степени, из чего я сделал вывод, что он был хорошим мужчиной во всех отношениях. Наталья Фатеева, которая снималась вместе с Крамаровым, рассказывала мне о том, что Савелий был всегда прекрасно одет, что пользовался дорогим парфюмом, что у него была первоклассная обувь…Казалось бы, внешность – не красавца-мужчины, но мужская харизма сводила женщин с ума. К тому же он очень следил за своим телом, занимался спортом, был помешан на здоровом питании. Умел ухаживать, обольщать, делать женщин счастливыми. Вне всякого сомнения, у него был этот талант – покорителя женских сердец.

- Какие у него были отношения с матерью его дочери – Мариной?

- Крамаров специально ходил к раввину для того, чтобы тот посоветовал ему жену. Точнее, нашел жену. Равинн указал на эту женщину. Савелий Викторович впоследствии сказал, что «раввин ошибся». Зато Марина родила Савелию потрясающую дочь, которая на него похожа и которую он просто обожал.

- Я записала характеристики, которые о нем говорят его друзья в фильме – умный, смелый, странный, харизматичный, грустный, уверенный в себе, непьющий, глубоко верующий, ортодоксальный. Какое одно определение к его судьбе дали бы вы?

- Все. И странный тоже. О чудачествах Крамарова ходили легенды. Например, он обожал сладкое. Брал конфетку из коробки, откусывал маленький кусочек, и клал конфетку обратно в коробочку. Что касается религиозности Крамарова, думаю, что отчасти он стал очень верующим человеком (известно, что Крамаров отказывался работать, сниматься в выходные и праздничные дни для евреев), потому что много лет ему запрещали быть евреем. Это когда человек освобождается из-под запретов, и дает волю своим чувствам, убеждениям…

- Судя по вашему фильму, Крамаров мужественно принял известие о смертельной болезни и не сокрушался по поводу своего ухода?

- Он не думал, что умрет. Никто не думал. Все верили в то, что Крамарову удастся вылечиться, что операция спасет его. Он ушел очень быстро. Его друг (а теперь и мой друг) Олег Видов круглыми сутками находился рядом с Крамаровым. Возможно, только близкие друзья и Наталья чувствовали, что теряют Савелия. Актер прожил яркую жизнь. Он стал кумиром миллионов людей. Время все расставляет по своим местам. И любовь человечества к Крамарову не была сиюминутной. Я рад, что мой фильм показали в России, и благодаря ему люди узнали – о настоящей жизни Крамарова в Америке. Слухи были разные, вплоть до самых абсурдных, что Крамаров спился. На самом деле - артист искал себя, искал Бога, искал пути к зрителю, в конце концов, искал свободу!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ О ВЕЛИКИХ СОВЕТСКИХ АКТЕРАХ

Когда мы поженились, Олег Даль сказал: «Я дом не люблю, я – бродяга»

 В одном из интервью актриса Джульетта Мазина, жена великого Феллини, на вопрос «Трудно быть женой гения?» ответила: «Лучше, чем женой дурака». В числе поклонников Елизаветы Даль всегда были умные и талантливые мужчины. Среди них – поэт Иосиф Бродский и писатель Сергей Довлатов. Причем Довлатов и Олег Даль ухаживали за ней одновременно. Она выбрала Олега.

– Когда Олега не стало, я вообще не знала, как жить и зачем. Со мной были его и моя мама, и мне надо было искать работу. Я ведь не москвичка, а ленинградка. Но возвращаться в Ленинград мне и в голову не приходило: я не могла расстаться с этой квартирой, потому что тут Олег ходил, я его чувствую.

И в кабинет Олега приходят люди. Мы одно время хотели сделать музей из его комнаты. Ведь до сих пор его помнят. Очень много молодых людей сейчас вокруг нас: это нас с Ольгой (мать Лизы – Ольга Эйхенбаум. – Примеч. ред.) спасает (далее).

Юлия Рутберг: "Юрий Яковлев даже одну фразу произносил так, что зал взрывался аплодисментами"

 

Юрий Васильевич создал в кино несколько десятков незабываемых образов, среди которых поручик Ржевский («Гусарская баллада»), Владимир Поражаев («Человек ниоткуда»), Стива Облонский («Анна Каренина»), Дерамо («Король-олень»), Бунша и Иван Грозный («Иван Васильевич меняет профессию»), Ипполит в новогодней лирической комедии «Ирония судьбы, или С легким паром!».

Голос Юрия Васильевича звучал за кадром в фильме «Берегись автомобиля», им говорили мультяшные герои – Снусмумрик в «Мумми-тролле» и капитан милиции в «Приключениях Васи Куролесова» (далее).

Евгений Леонов: Несбыточная мечта моя - сыграть Федю Протасова

Его голосом Винни-Пух из мультика пел песенки и разговаривал с друзьями. Кажется, за свою актерскую карьеру Леонов сыграл всех трогательных персонажей, которых только можно вспомнить.

Мало кому известно, но Леонова тяготили его самые известные роли. Он переживал, что его помнят только по ним.

- Люди меня на улицах приветствуют всегда только криками: "Моргалы выколю", - рассказывал Леонов корреспонденту "ВМ" Олегу Говорову, когда они в 1990 году встречались в Волгограде. - Ну, еще иногда приседают и с улыбкой произносят "Ку!!!!" Многие спрашивают, как поживает Доцент.

- А я своей любимой ролью считаю следователя Прохорова из фильма "И это все о нем", где дебютировал Игорь Костолевский. И несбыточная мечта моя - сыграть Федю Протасова из пьесы Толстого "Живой труп" (далее).

Вернуться на главную
Новости партнеров


Комментарии (0)

Гость
0/1024
  • :)
  • :(
  • :o
  • :D
  • :P
  • O:-)
  • >:o
  • :-|
  • %)
  • :'(
  • ]:->
  • :-*
  • :-X
  • 8-)
  • 0.0
  • :thinking:
  • :td:
  • :tu:
  • :-!
  • :-[
  • ;-)
  • :red:
  • :flower:
  • :music:
  • :be-quite:
  • :dead:
  • :party:
  • :gift:

  • 1
  • ...