Кино »
14:35 27 апреля 2014

Донатас Банионис: «Не понимаю, что значит «любимая роль»

28 апреля 1924 года родился выдающийся актер Донатас Банионис, звезда фильмов «Солярис» и «Командир счастливой «Щуки»

Кто хорошо знает литовского артиста, тот понимает, что он не так-то прост, каким кажется на первый взгляд, иначе бы не сыграл умнейшего разведчика в фильме Саввы Кулиша «Мертвый сезон» (1969 год).

Донатас Банионис работал с Андреем Тарковским, Михаилом Калатозовым, Саввой Кулишом. Он создал образы Франсиско Гойи, Бетховена, Баха (спектакль «Встреча»). Владимир Путин признался Банионису, что он так повлиял на него своей убедительной игре в фильме «Мертвый сезон», что с тех у него появилась мечта – стать разведчиком.

О современном театре

Увы, и российский театр, и литовский сейчас находятся в состоянии упадка. Нет хороших режиссеров – вот главная причина. В той халтуре, которая сейчас выдается за искусство, желания участвовать у меня нет.

О любимых фильмах
- Любимая роль – не понимаю, что это значит. Не спать же мне с любимой ролью, не целовать ее? Я снялся почти в 100 фильмах, из которых могу выделить только пять: «Никто не хотел умирать», «Мертвый сезон», «Солярис», «Приключения принца Флорезеля» и «Гойя», которые достойны внимания. Причем в достоинствах фильмов – главная заслуга режиссеров, а не актеров, в частности, меня. Я делал то, что мне говорил режиссер, произносил текст, который был написан, правда, мой голос с акцентом потом переозвучивали.

Фото: wikipedia.org

Плакат кинофильма «Солярис» (1972)  

О гениях и Тарковском
Ни с одним гением поработать не удалось. Тарковский, безусловно, был очень талантливым, мыслящим художником, но не гением. Его последний фильм «Жертвоприношение», получился вторичным, а это свидетельство того, что художник исчерпал себя. Тогда как гений – неисчерпаем.

О художниках и Гойе
Гойя, которого я сыграл в кино, – не гений, и Пикассо, Дали – не гении. Ну разобрал Пикассо мир на кубики, а дальше что? Разве ему удалось из этих кубиков создать новый мир? Гойя интересен как художник, у которого был сложный конфликт с властью, как у Михаила Булгакова, как у Бориса Пастернака. Когда Гойя нарисовал скандальную серию офортов «Капричиос», глава Инквизиции вызывал его к себе для серьезного разговора. И на вопрос Инквизитора: «Кому служит ваше искусство?», испуганный художник ответил: «Служит правде, ваше преосвященство». А когда Инквизитор возмущенно переспросил: «Значит, не церкви?», Гойя заявил: «Но церковь-то выше правды».

Фото: kinopoisk.ru

Обложка DVD-издания фильма «Гойя, или Тяжкий путь познания»  

Этот разговор, описанный Лионом Фейхтвангером в своем романе «Гойя или тяжкий путь познания», и лег в основу фильма. Искусство стремится к правде, тогда как власть не любит правду. Любая власть – и церковная, и президентская, и королевская боится правды, как черт ладана. Поэтому художники и политики всегда будут находиться в конфликте друг с другом, всегда будут Гойя и Инквизитор, Пушкин и Николай Первый, Булгаков и Сталин.

О Сталине и Сибири
- Если бы мне предложили сыграть Сталина, скорее всего, отказался бы. Но не потому, что не хочу играть диктатора, а из-за боязни исказить образ деятеля истории. Другое дело, если бы я видел этого деятеля в жизни, общался бы с ним.

Фото: kinopoisk.ru

Обложка DVD-издания фильма «Никто не хотел умирать»

О политике
- Политика – это сфера, диаметрально противоположная искусству. Хотя я был знаком со многими президентами, в том числе и с российскими. Так, с Михаилом Горбачевым в 1988 году я летел в Нью-Йорк на заседание ООН. С Владимиром Путиным общался, можно сказать, с глазу на глаз. Ваш президент мне сказал, что был настолько потрясен фильмом Саввы Кулиша «Мертвый сезон», где я сыграл главную роль, что решил стать разведчиком. Именно так и сказал: «Благодаря вам я пошел в разведку». Так витиевато искусство влияет на судьбы людей и стран.

Фото: kinopoisk.ru

DVD – издание фильма «Бегство мистера Мак-Кинли»

Об Оне - единственной
- Помню, когда я снимался в знаменитой картине Михаила Калатозова «Красная палатка», а это был международный проект с участием итальянской звезды Клаудиа Кардинале, мои зарубежные партнеры стали рассказывать, сколько у них был жен, и какие все они были красавицы. Когда дошла очередь до меня, я признался, что жена у меня одна, и другой не было. Меня не поняли: как это одна, почему одна? И с такой жалостью на меня смотрели, будто я смертельно больной. С Оной мы прожили 60 лет в любви и еще раз любви. После смерти Оны живу один. Даже поссориться не с кем. 

Актриса Эва Киви о партнере Банионисе:
«Играть любовь» с Донатасом Банионисом было сущим адом. Безусловно, актер он гениальный, и личность уникальная, но как герой-любовник никуда не годится. Намучилась я с ним во время съемок фильма «Жизнь и смерть Фердинанда Люса».

Забавным было наше с ним знакомство перед началом этой работы. Увидев меня в холле гостиницы, Донатас подошел и предложил: «Эва, давайте с вами познакомимся, а то завтра, в постели, мне будет крайне неудобно как джентльмену с вами знакомиться».

Действительно, на следующий день нам предстояла первая съемка интимной сцены с Банионисом в постели. Но когда я увидела перед собой обнаженного партнера с круглым как шар животом, то растерялась. Ведь до этого момента у меня не было столь упитанных любовников!

Режиссер фильма поляк Бобровский, видя мой ужас, дал жесткую команду: «Эва, но что вы стоите как мумия, ложитесь на него, и страстно целуйте». На что я ответила: «Боюсь, что как лягу, так его «мячик» лопнет.

Не получилась у нас с Банионисом и первая сцена поцелуя. Режиссер даже отправил актера учиться целоваться, уж, не знаю, какой он адрес ему дал. Никогда не забуду ту сцену: режиссер крикнул «Мотор!», и Банионис набросился на меня как сумасшедший, кажется, даже прокусил мою губу. Но человек он – замечательный. Побольше бы таких целомудренных мужчин, как Донатас Банионис!

Тройка тайных героев Донатаса Баниониса:

1. «Мертвый сезон» (1968 год, режиссер Савва Кулиш). Главная роль – советского разведчика Константина Ладейникова. Со времен рождения кино ведется спор – артист и разведчик – родственные профессии или диаметрально противоположные? Любой «ас» разведки скажет, что «разведчик и артист – антиподы, ибо цели и задачи у них разные». Не секрет, что немалое количество артистов – как российских, так и зарубежных сотрудничали с разведками, и плодотворно сотрудничали. Возможно, фильм «Мертвый сезон», снятый при содействии Внешней разведки и КГБ, дает наиболее полный ответ – насколько близки разведчики и артисты? Прототип героя Баниониса – элита советской разведки Конон Молодый был не в восторге от картины. Возможно, он слишком серьезно подошел к киноистории о своих подвигах, ибо даже по его просьбе отвергли Вячеслава Тихонова, который не был внешне похож на Конона…

Но картина его разочаровала. Реальная жизнь разведчика была намного сложнее, драматичнее, чем жизнь героя Баниониса. Помощника героя Баниониса – актера Савушкина гениально играет Ролан Быков. Именно в диалогах Савушкина и Ладейникова раскрывается специфика, природа, сущность актера и разведчика. «Савушкин меня доконает, неужели он актер – ТЮЗа, по-моему он – актер цирка. Столько раз мне казалось, что придется вмешиваться», - с тревогой размышляет разведчик Банионис. Ладейников, сидя за рулем машины, спокойно объясняет герою Ролана Быкова стратегию: «Не надо суетиться. Работа разведчика требует чувства собственного достоинства и терпения. Подождем пока они сделают следующий ход». А на вопрос Савушкина: «Неужели вам хотя бы не страшно?», герой Баниониса отвечает с иронией: «Никогда не думал, что у актеров так развито чувство здравого смысла». Донатас Банионис создал образ умного, дальновидного, отважного, креативного разведчика, обладающего еще и коммерческой жилкой (его герой якобы продает музыкальные аппараты). Донатас Банионис обладал уникальной способностью, которая была редкостью для советских артистов – умением многозначительно молчать (так молчать умел разве только Вячеслав Тихонов). Фильм Саввы Кулиша - высокохудожественное произведение, и неудивительно, что оно так поразило молодого Владимира Путина.

2. «Клуб самоубийц, или Приключения титулованной особы» (1979 год, режиссер Евгений Татарский). Донатас Банионис играет зловещего, беспринципного Председателя «Клуба самоубийц», который за 40 фунтов безболезненно прекратит существование любого участника клуба. Председатель не очень высокого мнения об оказываемой клубом услуге, и называет ее «пустяковой». Для него неважно, что на тот свет он отправит его величество Принца Флоризеля, да еще в исполнении Олега Даля! Правда, перед тем, как взять деньги и подписать договор, Председатель спрашивает у потенциального клиента: «Почему?». Ответ Принца, что «деньги кончились, и жить скучно стало», его удовлетворяет. У председателя Клуба самоубийц «черный юмор». Перед тем, как «оказать пустяковую услугу», он любит поболтать с самоубийцей, и успокоить его, что «редко кому везет умереть в первый день». Дату смерти решают карты. Донатаса Баниониса в этом фильме, как и во многих других, озвучивает Александр Демьяненко. Говорят, что Банионис даже написал бумагу на «Ленфильм» и «Мосфильм», чтобы его всегда дублировал Александр Демьяненко. А у Демьяненко жена работала режиссером дубляжа. Голосом Демьяненко говорили Жан Поль Бельмондо, Омар Шариф, Джон Войт, Роберт де Ниро и Донатас Банионис.

3. «Змеелов» (1985 год, режиссер Вадим Дербенев). В криминальной драме «Змеелов» Донатас Банионис говорит своим голосом, и это дорого стоит. Российский зритель впервые открыл для себя особенный, страстный голос любимого актера, перепутать которого невозможно. Вероятно, режиссер фильма решил, что к началу перестройки, с ее «новым мышлением» у жителей Москвы, тем более, работников торговли может быть акцент. Героя Баниониса – директора магазина свои люди называют «Митрич-Колобок». Но его персонаж не такой уж и добродушный! За его репликами: «Располагайтесь», «Не забываешь старых знакомых, хорошо», «На ноги встанешь материально» скрывается крупный вор. Девочку-стажерку, которая настаивает на том, чтобы выставить на продажу исчезнувший балык, грубо учит: «Нос в своем дело не совать. А жить, деточка, сообразуясь со своим маленьким носиком». От слов Митрича-Колобка «Веселость – визитная карточка для продавца сезонного товара» герою Александра Михайлова стало не по себе. У Донатаса Баниониса замечательные партнеры – Леонид Марков, Наталья Белохвостикова, Александр Михайлов и, разумеется, блистательная Любовь Полищук. С Любовью Полищук Донатас Банионис снимался неоднократно, в частности, в «Клубе самоубийц».

Вернуться на главную
Новости партнеров


Комментарии (9)

Гость
0/1024
  • :)
  • :(
  • :o
  • :D
  • :P
  • O:-)
  • >:o
  • :-|
  • %)
  • :'(
  • ]:->
  • :-*
  • :-X
  • 8-)
  • 0.0
  • :thinking:
  • :td:
  • :tu:
  • :-!
  • :-[
  • ;-)
  • :red:
  • :flower:
  • :music:
  • :be-quite:
  • :dead:
  • :party:
  • :gift:
Гость
2:12 Понедельник, 28 апреля 2014
1
0
Ответить
Гость советские литовцы-великие актеры. Никто не хотел умирать - вершина литовского кино. А что теперь? Акакие будут правнуки? Назад, в пампасы. И ониэто осознают
Гость
10:09 Понедельник, 28 апреля 2014
3
0
Ответить
Гость С днем рождения...великолепный актер....замечательная литовская школа.
Гость
11:51 Понедельник, 28 апреля 2014
1
0
Ответить
Гость Мистер Банионис! Я вас обожаю!!!
Гость
11:53 Понедельник, 28 апреля 2014
2
0
Ответить
Гость Донатас Банионис... Прекрасный актёр! Красивый мужчина! Восхищаюсь, уважаю! С днём рождения! Спасибо!
Гость
12:49 Понедельник, 28 апреля 2014
1
0
Ответить
Гость С днем рождения ВАС ,Донатас Банионис! Здоровья Вам! Нашему поколению своими ролями Вы подарили человечность, искренность, трудолюбие.
Гость
7:20 Вторник, 29 апреля 2014
1
0
Ответить
Гость Долгих лет жизни великому актеру и прекрасному человеку !
Гость
17:41 Вторник, 29 апреля 2014
1
0
Ответить
Гость Прочитал, и стало приятно осознавать, что родился под одним знаком -Телец, с ним !
Гость
20:07 Вторник, 29 апреля 2014
0
0
Ответить
Гость Поздравляю Донатаса Баниониса с днем рождения! Здоровья и счастья желаю! Запомнились его фильмы:" Мертвый сезон" и "Красная палатка". Увидев его однажды- забыть нельзя.
Гость
22:18 Вторник, 29 апреля 2014
0
0
Ответить
Гость я СЧАСТЛИВ ЧТО ЯВЛЯЮСЬ ВАШИМ СОВРЕМЕННИКОМ! Желаю Всего самого наилучшего!