Разное »
01:02 26 октября 2013

Баталист против войны

Василий Васильевич Верещагин – известный русский литератор и художник, родившийся 26 октября 1842 года в Череповце. С самого детства его жизнь была связана с военным делом, и это отразило его творчество.

Он учился в Париже, писал с натуры на Кавказе, побывал в Ташкенте, Самарканде, Бухаре, Туркестане и Сибири. Позже он посетил Мюнхен и Индию, откуда также привез много своих работ.
Человеком Верещагин был сложным, конфликтным и болезненно гордым. Он никогда не писал картин на заказ, потому что боялся потери независимости, того, что, по его словам, «последует, когда мне заткнут глотку деньгами». Он не стремился получить поддержку от богатых и власть имущих, вообще избегал встреч с ними, потому что сам понимал, что может быть с ними грубым.
Власть отвечала ему тем же. Так, например, Великий князь наследник Александр Александрович отзывался о Верещагине следующим образом: «Всегдашние его тенденциозности противны национальному самолюбию и можно по ним заключить одно: либо Верещагин скотина, или совершенно помешанный человек».
Но что бы ни говорили о нем современники, история расставила все по местам – сейчас Верещагин считается одним из самых талантливых художников прошлого, а его картинны можно встретить в коллекциях и музеях всего мира.
В день рождения Верещагина мы вспоминаем его лучшие картины.

1. «У крепостной стены. Пусть войдут» (1871)

Фото: www.artpoisk.info

«У крепостной стены. Пусть войдут»

В 1868 году бухарский эмир в Самарканде объявил русским джихад. Буквально через месяц после этого русские взяли Самарканд. Однако основные силы были выведены из города для проведения военных действий против эмира. Воспользовавшись этим, армия хана взяла в осаду гарнизон и русские оказались окружены, но не сдались. Даже несмотря на то, что осаждавших было в восемьдесят раз больше. Среди защитников города был и Верещагин, получивший ранение в этом бою. На картине изображен эпизод защиты Самаркандской крепости.

2. «Нападают врасплох» (1871)

Фото: www.artpoisk.info

«Нападают врасплох»

Картина входит в подсерию «Варвары» («Героическая поэма») Туркестанской серии Верещагина. Впервые показана зрителям на персональной выставке художника, прошедшей в марте 1874 года в Санкт-Петербурге. Сейчас она является экспонатом в Государственной Третьяковской галерее в Москве.

3. «Апофеоз войны» (1872)

Фото: www.artpoisk.info

«Апофеоз войны»

Первоначально художник задумывал назвать полотно «Торжество Тамерлана», поскольку его войска оставляли за собой такие пирамиды черепов. Несмотря на то, что сам Верещагин и все его братья были военными, он ненавидел войну и мечтал о мире. На раме сделана надпись: «Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим». «Апофеоз войны» — это знак протеста Верещагина против войн и насилия.

4. «Атака» (1878)

Фото: www.artpoisk.info

«Атака»

Момент, который запечатлен на полотне, относится ко времени окончания войны 1812 года. Наполеон бежал из России по Смоленской дороге, и русские солдаты преследовали его по пятам.

5. «Турецкий лазарет» (1878)

Фото: www.artpoisk.info

«Турецкий лазарет»

На картине изображена покойницкая турецкого госпиталя в городе Плевна. Полотно изображает реалии времён русско-турецкой войны 1877—1878 годов. На нем изображено, как мёртвые лежат вместе с ранеными и умирающими, в связи с чем современники дали произведению прозвище «Восемь квадратных метров смерти».

 

Вернуться на главную
Новости партнеров


Комментарии (0)

Гость
0/1024
  • :)
  • :(
  • :o
  • :D
  • :P
  • O:-)
  • >:o
  • :-|
  • %)
  • :'(
  • ]:->
  • :-*
  • :-X
  • 8-)
  • 0.0
  • :thinking:
  • :td:
  • :tu:
  • :-!
  • :-[
  • ;-)
  • :red:
  • :flower:
  • :music:
  • :be-quite:
  • :dead:
  • :party:
  • :gift:

  • 1
  • ...