Культура »
13:39 22 ноября 2011

ВПЕРЕД, К 100-ЛЕТИЮ!

КАЛЕЙДОСКОП Театры, как известно, время от времени устраивают юбилеи. До сих пор такие праздники проводились двумя способами. Первый, самый простой, — выпуск премьеры. Другой проходил в виде торжественного собрания: труппу рассаживали на сцене по ранжиру, согласно табелю о рангах, а затем зачитывались телеграммы и адреса, преподносились цветы, а главное, оглашались указы о присвоении почетных званий и награждении орденами. Театр имени Евгения Вахтангова на днях отметил свое 90-летие. Впервые я попал на его юбилей в 1961 году и с тех пор не забывал, что 13 ноября — его день рождения. Правила игры раз от раза менялись, но только в пределах двух вариантов, о которых я рассказал выше. Новый руководитель Римас Туминас решил опробовать новый подход. Он предложил актерам старшего поколения выбрать несыгранные прежде роли, с тем чтобы предстать в небольших фрагментах, разумеется, с учетом нынешних возможностей каждого. Каюсь, я отнесся к этой затее скептически: как можно в профессиональном академическом театре устраивать вечер творческих замыслов? Мало ли кому что придет в голову, а вдруг все захотят сыграть Чацкого или Джульетту и без учета всех обстоятельств… Но опасения мои оказались напрасными: никто из аксакалов и не думал насиловать природу. Мало того, выяснилось, что многие авторы давно ждали этой встречи с талантливыми вахтанговцами. И надо было случиться юбилею, чтобы эта счастливая встреча состоялась. Мы увидели вместо кадров кинохроники живых кумиров, столько раз даривших нам незабываемые минуты радости! А так как в отрывках оказались заняты их партнеры разного возраста, перед нами открылся живой театр, преисполненный творческих планов талантливых людей, которым может позавидовать любая сцена. Мало того, «Пристань» — так театр озаглавил юбилейное представление — подала убедительный мощный голос в пользу репертуарного театра. В нем надо уметь служить терпеливо и долго, как это сделала старейшая актриса Галина Коновалова, недавно отметившая свое 95-летие. И вот теперь пробил ее звездный час: за свое долготерпение она была сторицей вознаграждена ролью пожилой актрисы императорского театра в новелле Бунина «Благосклонное участие». С какою легкостью, а главное, самоиронией ведет она повествование, как лихо взаимодействует с партнерами, у которых нет ни одного слова — только мимика и жесты! Впрочем, свой кусок пирога, о котором можно лишь мечтать, достался здесь каждому. И Вячеславу Шалевичу — Брехтовскому мудрецу Галилеею, и Людмиле Максаковой — одержимой графине Тарасевичевой из «Игрока» Достоевского, и Юлии Борисовой — Кларе, вовсе не от жестокости, а исключительно из любви к Иллу, когда-то продавшему ее, жаждет она наказания. Верному другу Александра Пушкина Василию Лановому, Ирине Купченко — Филумене, Евгению Князеву — Доменико, героям Эдуардо де Филиппо «Филумена Мартурано», очень значимого для истории этого театра. Мы увидели Юрия Яковлева в образе Николая Алексеевича, в которого столько лет влюблена не только героиня бунинского рассказа «Темные аллеи» Надежда в исполнении Лидии Вележевой, но и миллионы зрителей, никогда не переступавших порог вахтанговского театра. Владимир Этуш исполнил Грегори Соломона, торговца мебелью, страдающего от одиночества и стремящегося к общению. Но достоинства «Пристани» отнюдь не ограничиваются возможностью новой встречи с любимыми артистами. Прелесть спектакля состоит в том, что рядом с бенефициантами, на равных с ними оказались актеры разных поколений, говорящие на одном языке... Представление окончилось, овации. И вдруг откуда-то из глубины сцены на нас понеслось, как парус, белое шелковое полотнище, а там, сменяя друг друга, появились портреты Вахтангова, Симонова, Захавы, Мансуровой, Астангова, Целиковской, Пашковых, Гриценко, Ульянова, Завьялова, недавно безвременно ушедшего из жизни. Так прошлое мгновенно напомнило о себе и соединилось с настоящим и будущим в этом благородном поступке театра. Ну, что же, попутного ветра и вперед к 100-летию!

Борис ПОЮРОВСКИЙ


НА МАНЕЖЕ ЗВЕЗДЫ ЦИРКА!

В ЦИРКЕ НА ЦВЕТНОМ БУЛЬВАРЕ СОСТОЯЛАСЬ ПРЕМЬЕРА ПРОГРАММЫ «СПАСИБО, ЦИРК!» Новая программа посвящена 90-летию превосходного клоуна и замечательного артиста Юрия Никулина, которое отмечается в декабре этого года. Поэтому над выходом на манеж стоит огромных размеров торт, который в конце представления опускается на сцену. Название программы «Спасибо, цирк!» — слова из известной песни Юрия Никулина. Как сказал на премьерном показе художественный руководитель и директор цирка Максим Никулин, главная задача, которая была поставлена перед труппой, — создать яркое и красочное шоу, которое понравилось бы Юрию Владимировичу. В соответствии с этим замыслом и выстроена программа, представляющая собой классический дивертисмент, собравший самые разные цирковые жанры. Первыми выходят на арену трое воздушных гимнастов — братья Мещановы. Они то взмывают под купол цирка, то крутят симметричные пируэты над манежем. Еще большую порцию адреналина зрители получают, когда свое искусство демонстрируют акробаты на батуте Филиппа Попова и акробаты на подкидных досках Андрея Ковгара. Просто дух захватывает, когда артист, подброшенный с края доски, несколько раз перевернувшись в воздухе, попадает в кресло, закрепленное на конце стального шеста длиной семь метров. А вот гимнастка на канате Молли Саудек, приглашенная из США, «работает» на высоте всего в полтора метра, но невозможно не восхититься грациозностью, с которой она пританцовывает и совершает изящные пируэты, точно попадая в ритм музыки. Номер так и называется «Танцы на проволоке». Приятно удивляет номер жонглера с мячами Георга Оганесяна. Начинается его выступление с того, что артист в образе дворового футболиста выходит на манеж, пиная обыкновенный футбольной мяч. Публика разочарованно вздыхает: «Тоже мне номер, нашли что показывать». Но когда парень начинает жонглировать несколькими мячами сразу, а потом забирается на огромный футбольный мяч и продолжает подкидывать мячики, сохраняя равновесие, то скепсис тут же сменяется восторгом. И, как всегда, особый интерес у зрителей вызывают выступления с дрессированными животными. Поражает тонкостью своей работы дрессировщик Николай Ермаков, представивший свою «Собачью школу». За несколько школьных парт он рассадил десяток собак и вместе с необычными учениками занимается арифметикой, русским языком и даже географией. Весьма забавен номер дрессировщика Андрея Теплыгина. Перед зрителями разыгрывается забавная сценка: грубоватый, невоспитанный посетитель в исполнении шимпанзе приходит в ресторан. Сначала хорошенько выпивает, а потом начинает буйствовать, швыряться посудой, драться с официантом, приставать к танцовщицам... Если чаще всего дрессировщики обезьян ставят трюки, связанные с прыжками и движениями всего тела, то тут дрессировщик сумел добиться того, чтобы его подопечная совершала мелкие, но куда более осмысленные движения. Например, доставала из портфеля бутылку, открывала пробку, наливала себе в стакан. Это, на самом деле, очень непростая дрессура... А завершает программу аттракцион «Тайны слонов-великанов». Молодой дрессировщик Андрей Дементьев-Корнилов, изображающий англичанина-колонизатора, выводит на манеж четырех индийских слонов. Великаны поражают легкостью и непринужденностью, с которой проделывают все трюки. Взаимопонимание и доверие между дрессировщиком и его слонами — на самом высоком уровне. Это становится ясно, когда один из слонов поднимает дрессировщика хоботом и начинает крутить его в воздухе, а тот не только не пугается, а даже озаряет манеж счастливой улыбкой... Несколько выпадает из общей тональности — игры в старый, добрый цирк — клоунский дуэт «Клаб Хауз» (Белла и Алекс Шерр), заполняющий паузы между номерами. Сначала клоунесса в костюме Шапокляк ведет себя стервозно и истерично, а в конце программы скидывает бутафорскую одежду и оказывается длинноволосой красавицей с пластикой и движениями танцовщицы из стрип-клуба. Конечно, и такой номер имеет право на существование, однако он не вполне вписывается в канву представления, отдающего дань традициям. Главным достоинством программы, на мой взгляд, является удачный синтез достижений современного цирка с классическими традициями этого искусства. Сегодня в цирковых программах чаще всего преобладают представления совсем иного плана — с современной режиссурой, сюжетом и так далее. Артисты цирка Никулина убедительно .доказывают, что и прежний, классический, цирк может быть не менее интересен зрителю. Все зависит только от уровня артистов, участвующих в представлении. А мастерства» труппе не занимать — здесь на манеж выходят настоящие звезды.

Александр СЛАВУЦКИЙ, фото авторам

Вернуться на главную
Новости партнеров


Комментарии (0)

Гость
0/1024
  • :)
  • :(
  • :o
  • :D
  • :P
  • O:-)
  • >:o
  • :-|
  • %)
  • :'(
  • ]:->
  • :-*
  • :-X
  • 8-)
  • 0.0
  • :thinking:
  • :td:
  • :tu:
  • :-!
  • :-[
  • ;-)
  • :red:
  • :flower:
  • :music:
  • :be-quite:
  • :dead:
  • :party:
  • :gift:

  • 1
  • ...