Культура »
14:52 18 октября 2011

КАК НЕЗАМЕТНО БЕГУТ ГОДА...

ЖЕНСКИЙ ЖРЕБИЙ ПОСЛЕСЛОВИЕ К ОДНОМУ КОНЦЕРТУ Беру в заглавие строчку из романса. В тот вечер певица их пела много — два отделения концерта, который состоялся в Доме музыки. Но почему-то именно эта строчка отметилась в сознании, словно должна была сказать больше, чем сама песня. И что такого в самой певице? Как-то незаметно она спровоцировала меня на поток личных воспоминаний о, казалось бы, давно забытых событиях, которые повлияли на всю последующую жизнь. И в этом ее «коварстве» (думаю, оно было намеренным) она все продумала до мелочей. Свет погас, на сцену вышла белокурая фея в белом воздушном платье, непринужденно подсела к роялю и заиграла что-то волнующее. И вот тогда появилась она. Неторопливая, очень земная, в желтом платье стиля модерн. Запела: «Я ехала домой…» Тембр голоса показался неожиданным для столь знакомого романса. Сопрано. Высокий, нежный, чистый — серебряный колокольчик, чуточку манерный. Словно незримым крылом зала коснулась эпоха Серебряного века. И мы еще не догадывались, что сегодня как бы далеким эхом услышим любимые голоса из прошлого, некогда исполнявшие те же романсы на слова Тэффи, Ахматовой, Северянина, Есенина, Рубцова и Доризо... Певица заглянула в глубинные культурные слои века минувшего, отыскав редкие шедевры, и попыталась донести до нас нечто важное, человеческое, без чего жизнь становится скучной и ненужной. Зал, кажется, понял, потому что осыпал ее цветами. Но первый букет — из желтых хризантем — показался мне символичным. А певица, не выходя из образа, как и полагалось в эпоху символизма, продолжала обещать и обманывать, а восторженные поклонники все несли и несли цветы на сцену, складывая их у ее ног. Обворожительная... Я уверена, что многие мужчины, которые толпятся в вагонах метро в час пик или часами простаивают в «пробках» в своих навороченных внедорожниках, в глубине души скучают по Прекрасной Даме, женскому образу незнакомки, загадочной, чувствительной, неповторимой. Ирина Крутова решила подарить им этот образ, хотя бы на время своего концерта, а заодно и нам, деловым дамам, напомнить о другой, не менее важной стороне существования, в которой жизнь души определяет судьбу. Женскую судьбу, а не карьеру. В тот вечер она пела о вечной тоске по недостижимому совершенству. Она говорила с нами порой интонациями Клавдии Шульженко, Аллы Баяновой и даже... Александра Вертинского. Но не надо думать, что сама Ирина Крутова лишена индивидуальности. Она прекрасно владеет голосом и вовсе не пытается имитировать чужое пение. Ирина сделала больше — призвала память о них. Ее же голос, единожды услышав, не забудешь и ни с кем другим не спутаешь. Тем удивительнее смелая задумка сделать незримыми, но слышимыми соучастниками своего сольного выступления тех мастеров, которые до нее сказали свое слово в искусстве. Ей захотелось наполнить зал атмосферой ушедшей эпохи, его любимыми образами. И в этом она оказалась очень современной и ни на кого не похожей. Как ей это удалось? Одного таланта мало. За каждым романсом я увидела колоссальный труд и огромное желание стать вровень с теми, о ком она напоминала нам. А в наше безобразное время делать это все труднее. И даже приходит на ум крамольная мысль: а надо ли?.. Певица, кланяясь после исполнения очередного романса, внимательно смотрит в рукоплещущий зал. Она словно спрашивает: «Что именно вы услышали? Вы поняли меня?» В этот момент она мне кажется демонической, и я удивляюсь, как органично сочетаются в ней звонкий, сильный и в то же время нежный голос и напряженная мысль, как высказать себя и быть понятой... Мне вспоминается старый дом («В нашем старом саду…»), который я увидела несколько лет назад в районе станции метро «Курская». Он показался на мгновение, когда я шла по переулку, — древнее усадебное здание с колоннами, с садом и поникшим вязом. Уже тогда я поняла, что он заброшен и жить ему осталось недолго... Теперь даже трудно отыскать то место, где он стоял, и переулка того нет — все перестроено, а ведь то была частичка нашей культуры, ушедшая в небытие. Надо найти слова, чтобы это воспоминание записать в деталях, создать достоверную картинку. Ирина Крутова думает о том же: она словно протягивает нить Ариадны, пытаясь связать век конных экипажей и загадочных незнакомок с эпохой Интернета и нанотехнологий. Блики на полу сцены, символизировавшие в первом отделении опавшие осенние листья, во втором превратились в вихри — это вихри Времени, которые уносят прошлое. Но не будем грустить, ведь программа Ирины Крутовой «Золотой романс» напоминает нам о любви и дружбе, о том, что только истинная красота и способна спасать этот мир.

Александра КОРОЛЕВА

Москвичи называют Ирину Крутову «солнцем русского романса». Известность к певице пришла сравнительно недавно, в 2002 году, после победы на международном конкурсе «Романсиада». Легендарная Алла Баянова, услышав ее пение, тогда сказала: «Я спокойна, есть кому передать эстафету». Ирина Крутова — лауреат международных конкурсов, выпускница ГМПИ им. М. М. Ипполитова-Иванова, первоначальное музыкальное образование получила в Новороссийском музыкальном училище им. Д. Д. Шостаковича, затем в Ростовской государственной консерватории им. С. В. Рахманинова. Пианистка, дирижер и вокалист. На сегодняшний день она одна из самых востребованных певиц камерного жанра.
Вернуться на главную
Новости партнеров


Комментарии (1)

Гость
0/1024
  • :)
  • :(
  • :o
  • :D
  • :P
  • O:-)
  • >:o
  • :-|
  • %)
  • :'(
  • ]:->
  • :-*
  • :-X
  • 8-)
  • 0.0
  • :thinking:
  • :td:
  • :tu:
  • :-!
  • :-[
  • ;-)
  • :red:
  • :flower:
  • :music:
  • :be-quite:
  • :dead:
  • :party:
  • :gift:
Гость
13:31 Среда, 19 июня 2013
0
0
Ответить
Гость Блестящая статья...!!!