Образование »
08:31 22 марта 2010

В ШКОЛУ… НА МЕТЛЕ

Образование

Ведущая рубрики Лариса АЛФЕРОВА

Есть мнение, что времена расцвета детской литературы далеко позади: Олеша и Катаев, Михалков и Чуковский, Бианки и Барто, а позднее — Успенский, Драгунский, Юрий Коваль… Правда, и сейчас на полках книжных магазинов множество прекрасно изданных детских книг, но выбор авторов невелик: из современных детских писателей нашла Успенского, Осте-ра, книгу Тамары Крюковой и «Каникулы Вершинина младшего» ветерана детской литературы Валентина Крапивина. О том, что читают наши дети, мы говорим с педагогами-историками и авторами серии детских книг про юную волшебницу Ирку Хортицу — Илоной ВОЛЫНСКОЙ и Кириллом КАЩЕЕВЫМ. — Насколько востребована в наше время детская литература? И.В. — Давайте посмотрим на это с такой точки зрения: если современные дети ничего не читают, почему отделы детской литературы в издательствах работают с полной загрузкой? Да и в библиотеках ситуация не столь трагична — мы довольно часто бываем на мероприятиях в детских и юношеских библиотеках, и там не жалуются на отсутствие читателей. Скорее, жалуются, что не могут дать читателям то, чего те хотят. Потому что вы правы — выбор авторов на сегодняшний день невелик. Современных отечественных книг немного и, к сожалению, часто авторы этих книг всего лишь пытаются писать о современных подростках — а сами эмо от готов отличить не могут! В результате, книги воспринимаются детьми как нечто, повествующее о другом времени, другой стране, не имеющее отношения к их сегодняшней жизни. Поэтому нам показалось очень важным создать современную подростковую книгу о девочке, которая живет в обычном большом городе. Одно лишь отличает ее: на обычных городских улицах она порой встречает совсем не обычных прохожих. То гламурная телеведущая оказывается царевной-лягушкой, то начальник ближайшего отделения милиции — волком-оборотнем, да и у самой Ирки вдруг собачья голова вырастет. Прямо на школьной линейке 1-го сентября! — Как родилась идея книг про Ирку Хортицу? Кем она приходится Тане Гроттер и Гарри Поттеру? Дальняя родственница, коллега? И.В. — А как соотносится сам Гарри с юной ведьмой Кейт Фозерингейт из «Вступительного экзамена» Мэри Кери или c ученицей школы ведьм Милдред Хаббл из «Самой плохой ведьмы» Джил Мерфи, которые «появились на свет» на тридцать лет раньше Гарри Поттера? Для нас идея школы волшебников стала оригинальным открытием, а для англоязычной литературы это уже классический сюжет. К.К. — Нашу «Ирку Хортицу» мы придумали не сразу — хотели писать очень взрослую и довольно страшненькую книгу в стиле гоголевской мифологии. Ну, а поскольку на нас двоих приходятся две кандидатские степени по истории, то начали собирать фольклорные и этнографические материалы. Сколько мы книг перелопатили — это ужас! Мифология надднепрянских земель оказалась настоящей сокровищницей. Мы читаем «Вечера на хуторе близ Диканьки» и даже не подозреваем, сколько еще страшных, смешных, оригинальных существ жили, а может, и до сих пор живут в этих местах. Но их позабыли напрочь. Благодаря английской фэнтези все прекрасно осведомлены об обычаях орков и эльфов, но ярчуков, ничек, колек, покутников даже в старых сборниках сказок не найдешь, а только в работах исследователей XIX века. Но для нашей Ирки мир этих существ становится реальностью, прекрасно уживающейся с реальностью современного мегаполиса. Все обычаи, все типажи нечисти и нелюди, все ритуалы и заговоры, приведенные у нас, — абсолютно подлинные. —  Чему может научить Ирка Хортица современных школьников? К.К. — Почему мы не спрашиваем, чему должен научить школьников «Карлсон»? «Гарри Поттер» — это очень хорошая литература (к сожалению, изрядно пострадавшая от не слишком качественного перевода) и, как всякая литература, это история печали, боли, радости, а главное — взросления и осмысления мира. Кстати, в этом причина провала многих современных авторов — вместо того чтобы пройти вместе с персонажем путь ошибок, побед и поражений, они пытаются наскоро преподнести читателю мораль. У нашей Ирки очень непростая жизнь — проблемы с родителями, трудности в школе. И ее необыкновенные способности для нее не столько предмет гордости, сколько еще одна проблема на ее бедную голову. Ирке и ее друзьям будет стоить немалого труда принять и научиться уважать самих себя, а не пытаться подстроиться под одноклассников, героев фильмов или эстрадных звезд. —   Вам не проходилось общаться с педагогами? Если да, что они думают о вашей героине? И.В. — Мы часто общаемся и с педагогами, и с родителями. Честно скажем, как-то вот именно про педагогический эффект не говорили. Последняя школьная учительница, с которой мы разговаривали, очень опытный педагог, была нами недовольна. Сказала: «Я из-за вас не выспалась — всю ночь читала! Так хохотала, что кровать тряслась!» (она дама крупная). Очень приятно, когда родители говорят, что наши книги увлекли ребенка, но самой высокой похвалой считаем, когда после ребенка читают родители, а потом бабушки-дедушки. Очень гордимся, что так бывает постоянно — на встречах читателей часто появляются бабушки с внучками, и оказывается, что книгу читали обе. —  Вам не хотелось сделать Ирку простой школьницей, подростком со всеми возрастными проблемами. Или, по-вашему, книга без оборотней и параллельных миров не вызовет интереса у современной подростковой аудитории? И.В. — Наверное, повезло, но за всю мою собственную довольно долгую педагогическую практику ни разу не встретила еще обычной школьницы или школьника! Не бывает обычных. Посмотрите, как живут современные дети — да они же как на метле летают! Школа, спорт, иностранные языки, компьютерные курсы… Абсолютно все знакомые нам дети обладают какими-нибудь особыми способностями — победители школьных олимпиад, чемпионы, даже создатели собственного бизнеса. Половина ребят, которых мы знаем, в 16—17 лет уже работают. Так что наша Ирка — самая обычная. И ее колдовские способности на самом деле нисколько не помогают ей с тем, что действительно имеет для нее значение, — в отношениях с родителями, друзьями, учителями, в ее первой любви. Наоборот, как раз знания, опыт, дружба, принесенные из обычной жизни позволяют героям решить проблемы потустороннего мира. — Читатели дают вам советы или обращаются с просьбами? Учитываете ли вы это, когда пишете очередную книгу? К.К. — Вокруг наших книг в Интернете возникло несколько чатов — сами собой, просто по желанию читателей. Стали появляться ники по именам наших персонажей — «hortitsa», «irkahortitsa», «witchtania». Так что, наверное, нравится книга, нравятся герои. С читателями мы общаемся постоянно — и не только на специально организованных встречах. У нас много друзей среди собственных учеников, одноклассников сына, в подростковой мультстудии, с которой мы сотрудничаем. Они все ребята не стеснительные, так что четко сообщают, что им нравится, как бы, с их точки зрения, было лучше. Но если даже мы не принимаем эту точку зрения, они не переживают, а просто пишут фанфики — «Ирка Хортица и назгулы», «Ирка Хортица и Воланд», «Ирка Хортица и черная дыра»…
ГОД УЧИТЕЛЯ В МОСКВЕ

С «БРЕЙН-РИНГА» В «ФОРТ БАЙЯРД»

Год учителя — хороший повод, чтобы отметить лучших молодых педагогов. Конкурс профессионального мастерства «Поколение будущего 2011», который прошел в Центральном округе столицы, открыл новые имена, позволил молодым учителям блеснуть талантами. Конкурс проводился в несколько этапов. Молодые учителя смогли поучаствовать и в «Брейн-ринге», где нужно было ответить на вопросы, не уступающие по сложности тем, что задают на уроке их подопечные. «Форт Байярд» тоже прошли отлично, ведь настоящий учитель и в огне не горит, и в воде не тонет, и из любой сложной ситуации — на уроке и в жизни — должен выйти с честью. — Конкурс «Поколение будущего», — говорит одна из победителей прошлых лет, ныне председатель Совета молодых педагогов ЦАО, преподаватель английского языка и ведущая церемонии награждения Татьяна Давыдова, — стал для меня первой ступенькой к дальнейшему успеху, ведь после победы в этом состязании меня пригласили на конкурс «Учитель года». Но своей самой большой победой я считаю то, что мои дети были всегда со мной, помогали на всех этапах конкурса. В этом году Татьяна выходила на сцену не только как ведущая, но и как член учительской династии. Ее мама Марина Давыдова в этом году отметила 37-летие работы в школе. Старшему поколению представителей учительских династий подарили очень символические подарки — мандариновые деревца с плодами. За учителя истории 232-й школы Алексея Филиппова болели его ученики. Наверное, именно это и помогало ему идти к победе. Радовало его и то, что многие из ребят тоже хотят стать учителями. А это значит, что и они очень скоро смогут побороться за звание лучшего из молодой смены.
Вернуться на главную
Новости партнеров


Комментарии (0)

Гость
0/1024
  • :)
  • :(
  • :o
  • :D
  • :P
  • O:-)
  • >:o
  • :-|
  • %)
  • :'(
  • ]:->
  • :-*
  • :-X
  • 8-)
  • 0.0
  • :thinking:
  • :td:
  • :tu:
  • :-!
  • :-[
  • ;-)
  • :red:
  • :flower:
  • :music:
  • :be-quite:
  • :dead:
  • :party:
  • :gift:

  • 1
  • ...