Культура »
09:32 27 октября 2008

ТУРГЕНЕВСКАЯ ДЕВУШКА И ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ. ДОМ НА ФРУНЗЕНСКОЙ

ТУРГЕНЕВСКАЯ ДЕВУШКА И ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ Анна Костылева Каждый раз, когда мне говорили о том, что в наше время тургеневских девушек нет и быть не может, в моей душе появлялся протест. Ну почему Ивану Сергеевичу повезло, и он этих девушек видел, говорил с ними, даже описал их, а мы так обделены?! Оказалось, они есть. Это доказал прошедший Всероссийский Волжский конкурс «Романса голос осенний». Когда обладательница Гран-при Анна Костылева в прямом эфире «Народного радио» по просьбе радиослушателей рассказывала о себе и говорила о том, что больше всего на свете любит в одиночестве слушать шум леса, я подумал о Тургеневе. Наверно, он с удовольствием встретился бы с Анной. Молодая певица на конкурсе представляла Москву, поскольку учится в Московском государственном институте музыки им. А. Шнитке, хотя родилась в Нижнем Новгороде. Анна, обладающая меццо-сопрано теплого, волнующего тембра, выбрала для конкурса достаточно сложную программу. Она пела два романса, и оба связаны с именем великого князя Константина Романова. К первому, «Он уж снился мне когда-то», князь написал музыку. Философско-углубленный взгляд автора стихов Аполлона Майкова, человеческие взаимоотношения певица передала взволнованно и страстно. Ко второму романсу «Колокола», музыку написал Алексей Таскин. Аккомпаниатор «несравненной» Вяльцевой, он озвучил стихи великого князя. Финал произведения — мощные фортепианные аккорды, символизирующие звуки колоколов, такие близкие и желанные русскому человеку на чужбине! Автор музыки Алексей Таскин знал, как произвести на слушателя наибольший эффект. Голос певицы, на финальной ноте широко и свободно заполнивший зрительный зал, соединившийся с ликующим победным колокольным звоном, никого не оставил равнодушным. Кроме Гран-при Анна получила специальный приз «За лучшее исполнение романса на стихи или музыку великого князя Константина Константиновича Романова». Эта награда была учреждена оргкомитетом конкурса совместно с обществом ревнителей памяти великого князя «Константиновские досуги». Эксклюзивное изделие санкт-петербургского, бывшего Императорского фарфорового завода, именное блюдо с вензелями и виньетками, виновнице торжества лично вручил председатель общества Эржан Сагимбекович Юсупов. — Благодаря конкурсу я открыла для себя творчество Константина Константиновича Романова, — говорит Анна Костылева. — Это огромный мир замечательной поэзии и прекрасной музыки. Из Осташево, подмосковного имения Романовых, на фестиваль приехала Марина Владимировна Запорина. Она настоящий энтузиаст, много лет занимается жизнью и творчеством великого князя, устраивает концерты и вечера его памяти. Мы жили в одной гостинице, и она много рассказывала мне об этом интереснейшем человеке. Марина Владимировна привезла свой приз, самую последнюю книгу-биографию К. Р. Она хотела вручить ее лучшему исполнителю. Как же мы были счастливы, когда наши желания совпали, и она эту книгу вручила мне!

ГРАН-ПРИ КИНЕШМЫ

И еще одно совпадение. Я знаю, что сейчас Анна готовит уникальную концертную программу — романсы с музыкой Полины Виардо. Не все знают о том, что выдающаяся певица еще и писала музыку, причем на стихи русских поэтов.

И опять Тургенев! А говорят, в наше время тургеневских девушек нет и быть не может.

Надир ШИРИНСКИЙ,

председатель жюри

IX Всероссийского

Волжского конкурса

«Романса голос осенний»


ПРИВЕТСТВИЕ РОССИЙСКОГО ИМПЕРАТОРСКОГО ДОМА

Ваше приглашение (принять участие во Всероссийском Волжском фестивале «Романса голос осенний». — Ред.) получено и доложено главе Российского императорского дома государыне великой княгине Марии Владимировне. Ее императорское высочество благодарит вас и шлет г-ну Н. Ширинскому и всем организаторам фестиваля-конкурса, посвященного памяти Его императорского высочества великого князя Константина Константиновича, сердечный привет и пожелания успехов.

С уважением

Александр Николаевич

Закатов, директор канцелярии

Е.И.В.

ИЗ ПОЧТЫ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

Глубокоуважаемый г-н главный редактор! Выражаю признательность и благодарность Вам лично и всему коллективу газеты «Москвичка» за участие в организации и проведении концерта в ЦДЛ «Впервые спустя сто лет».

Многие годы моя мама и я мечтали об исполнении хотя бы одного-двух романсов А. В. Железновой, а с помощью вашей газе-

ты и правительства Москвы в ЦДЛ (6.09.08) было представлено целое отделение, посвященное памяти А. В.

Прекрасный стенд в фойе ЦДЛ желательно сохранить на случай, если такие концерты повторятся.

За все большое спасибо. Все сделано с большой любовью, вкусом и чувством такта.

С уважением В. ОСЕЧКИН, внук А. В. Железновой


KИНО -ФЕСТИВАЛЬ

ЛЕНТЫ, ВЕРНЫЕ СЕРДЦУ

С 20 по 26 октября в столице пройдет III Международный кинофестиваль семейных и детских фильмов «Верное сердце».

Впервые этот кинофорум был проведен в Калуге в 2006 году в рамках Общенациональной программы «В кругу семьи», учрежденной с благословения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Организаторы отмечают, что «Верное сердце» стремится к тому, чтобы стать местом творческого и дружеского общения кинематографистов из разных стран. В конкурсной программе этого необычного кинофеста — картины, говорящие о любви и преданности в браке. Неслучайно приз фестиваля «Верное сердце» — серебряная статуэтка особо почитаемых на Руси святых, благоверных Петра и Февронии Муромских — покровителей брака, семейных ценностей. В этом году программа фестиваля включает три конкурсные программы. В конкурсе — самые современные полнометражные и короткометражные игровые и анимационные фильмы выпуска 2007—2008 годов из России, Германии, Франции, Бельгии, Украины, Белоруссии, Великобритании, Голландии, Швеции, Норвегии, Кубы, Болгарии, Индии и других стран.

В рамках работы кинофорума для участников будут проведены тематические «круглые столы» по вопросам сохранения и развития семейных ценностей. В дни работы фестиваля помимо конкурсной программы пройдут спецпоказы: ретроспективы сказок и ролики социальной рекламы. Все эти мероприятия предназначены для всех желающих, вход свободный. Конкурсные показы пройдут в Доме кино СК России с 21 по 25 октября.


ДОМ НА ФРУНЗЕНСКОЙ

ПРЕМЬЕРА НА ПОКРОВКЕ

Премьера пьесы драматурга Александра Пудина «Дом на Фрунзенской» в Театре на Покровке оказалась удивительно ко времени.

Что и говорить, квартирный вопрос так и остается одним из самых ключевых в жизни многих горожан, а уж москвичей в особенности.

Александр Пудин из тех современных авторов, кого не увлекают новомодные изыски. Для него главное — исследование человеческого характера. И, по мнению автора, нигде так полно не раскрывается человек, как в семье.

История, рассказанная драматургом Пудиным, увы, могла произойти с каждым из нас. В шикарную квартиру в московском сталинском доме на Фрунзенской набережной, которую занимает немолодая и не очень здоровая женщина, приезжает из Тулы ее сын с семьей. Как выясняется, задача приезжих не только и не столько поздравить мать-свекровь-бабушку с юбилеем, но и добиться документов на вожделенную квартиру. Мол, зажилась старушка в привилегированном гнездышке.

А тут еще дальняя родственница мешается, которая у старушки поселилась и якобы ухаживает за ней. А старушка помирать не собирается и квартиру не отдает, а напротив, наряжается, родственников всячески

эпатирует и возлюбленного на юбилей пригласила. А дальше начинается нечто невообразимое. Родственнички теряют человеческий облик. И тут тебе и захват заложников, и силовые методы воздействия, и мнимая смерть хозяйки, и много еще чего. Пудин пишет пьесы почти двадцать лет, недавно, к юбилею, был издан трехтомник его пьес. Они разные и по темам, и по жанрам, и по героям, но роднит их одно. Для Пудина незыблемой ценностью остается Дом. Именно так, с большой буквы. И пишет он о самом горьком — о распаде семьи, о

разрушающихся родственных связях.

Когда-то Сергей Арцибашев поставил первую пьесу А. Пудина — «В пустом доме люди». Сегодня состоялась премьера одной из последних пьес драматурга на столичной сцене. И ее поставил тот же Арцибашев.

Он умеет обнаруживать в тексте скрытые смыслы, выстраивать тонкую вязь психологической партитуры. В спектакле «Дом на Фрунзенской» психологическую драму Арцибашев дерзко соединяет с фарсом и получается невероятно смешная, узнаваемая и, увы, слишком правдоподобная история о семье, где подтачиваются внутренние связи, веками считавшиеся незыблемыми. Режиссер беспощаден в разоблачении семейки, где человеческие чувства заменены понятием удобства и выгоды.

Это спектакль ярких актерских работ, чем всегда славился Театр на Покровке.

Удачей спектакля стала Марочка в исполнении Татьяны Швыдковой. Крупная, яркая, она играет героиню значительно старше себя, немного утрируя ее физическую немощь и одновременно сохраняя чувственность, присущую ее героине, и живой задор. Образ получился и полнокровным, сочным и одновременно правдивым и человечным, теплым.

Режиссеру, как всегда, удается добиться ансамбля.

Семья сына героини, Марочки, показана сатирическими красками, и тут требовалась особая тонкость, чтобы не впасть в карикатуру, подчеркнуть социальную основу образов, их типичность. С блеском это удается Нине Кра-сильниковой и Виктору Ненашеву (премьеру он играл в свой день рождения, сделав себе несомненно замечательный подарок). Пока еще несколько условно обозначенными остаются их дети — Павлик и Елена, но очевидно, что молодые актеры «наберут».

А вот характер Верочки, родственницы Марочки все из той же Тулы, показан актрисой Натальей Фищук убедительно. Эта Верочка резкая, несентиментальная, но умеющая искренне сострадать, обладающая понятием чести и совести, сродни тем гордым девушкам, которых так любило советское искусство 50—70 годов прошлого века и которых практически не встретишь сегодня. Н. Фищук удается быть и женственной, и жесткой, и очень современной.

Как всегда, блеснуло старшее поколение актеров Покровки. Забавна в небольшой роли Сикорской Г. Стука-лова, с мягкой иронией показывает Г. Чулков своего Безносикова.

А если добавить, что вся история, разыгранная на маленькой сцене Покровки (в зале всего 60 кресел) происходит в точно воссозданном интерьере солидного московского дома на Фрунзенской, где продумано все до мелочей — от фотографий на стенах до расположения дверей (художник О. Малягина), становится понятным, что в репертуаре театра появился спектакль трогательный, жесткий, нравоучительный, сердечный и печальный. Словом, такой, где наслаждение от игры актеров и от режиссуры, восхищение изобретательно придуманными сценами и тонко и остроумно выстроенными отношениями персонажей не заслоняют глубоких и серьезных проблем, поднятых в самой пьесе.

Валентина ФЕДОРОВА

Старшее поколение атекров Покровки как всегда играет с блеском

Вернуться на главную
Новости партнеров


Комментарии (0)

Гость
0/1024
  • :)
  • :(
  • :o
  • :D
  • :P
  • O:-)
  • >:o
  • :-|
  • %)
  • :'(
  • ]:->
  • :-*
  • :-X
  • 8-)
  • 0.0
  • :thinking:
  • :td:
  • :tu:
  • :-!
  • :-[
  • ;-)
  • :red:
  • :flower:
  • :music:
  • :be-quite:
  • :dead:
  • :party:
  • :gift:

  • 1
  • ...