Разное »
11:16 7 июля 2016

Несвятые святые, герои любовного романа

С 2008 года имена святых Петра и Февронии Муромских стали известны даже убежденным атеистам. 8 июля, день их памяти, сделали официальным праздником — Днем семьи, любви и верности. Мало кто знает, что этот день — еще и триумф великой русской литературы. Легенда о благочестивой княжеской паре родилась из повести, написанной по поручению Московского митрополита. Но высочайший заказ был выполнен неправильно — слишком нестандартно и талантливо.

Знаменитый филолог Юрий Тынянов сказал про русскую литературу: «Ей закажут Индию, а она откроет Америку». Такое случалось и в XVI веке тоже.

Летописный след

Ни в одной летописи не упоминается, что в Муроме когда-то княжил человек по имени Петр. Но был князь по имени Давыд Юрьевич, он правил городом с 1205 по 1228 год. Его деяния интересны только историкам Древней Руси: участвовал в междоусобицах, ходил войной на рязанских князей… Петром он стал лишь на старости лет, когда принял постриг — это его монашеское имя. О его супруге практически ничего не известно.

Как осторожно выражаются историки, «принято считать, что именно этот князь и его супруга являются… святыми Петром и Февронией».

Праведники всех земель, соединяйтесь

Фото: Из архива

Петра и Февронию канонизировали в 1547 году в качестве местночтимых святых (то есть почитаемых в рамках отдельной епархии). В тот год на русский престол вступил 17-летний Иван IV, впоследствии прозванный Грозным. Царю предстояло объединить русские княжества в сильное государство. А это достигается не только «огнем и мечом». Нужно объединить и духовные ценности всех земель, сделать их общерусским достоянием.

Митрополит Московский Макарий поручил группе начитанных священников собрать предания о праведных людях из разных русских городов. Их жизнеописания потом должны были войти в «Великие Четьи-минеи» (буквально «ежемесячные чтения». — «Москвичка»). Так назывался свод из 12 книг — в нем каждому дню соответствовало житие определенного святого. История муромского князя и его супруги досталась церковному публицисту, который подписывал свои сочинения «Ермолай Прегрешный». Он создал свою «Повесть о Петре и Февронии Муромских» в середине XVI века (точное время неизвестно).

Такого жития нам не надо

Фото: Из архива

И вот митрополит Макарий получил рукопись Ермолая. Можно представить себе, как поползли вверх брови владыки, когда он развернул пергамент. Наверное, он даже осенил себя крестом, чтобы отогнать наваждение... Ибо мыслимое ли дело — так писать про святых?

Ермолай Прегрешный нарушил все жанровые каноны — и сюжетные, и структурные. Житие должно описывать историю святого от рождения и до кончины. Все поступки героя — это проявление его христианских добродетелей. Он должен постоянно обращаться к Богу, выражать свое смирение перед неизбежностью. А здесь что? С ходу, без всяких вступлений, рассказывает про какого-то князя Павла, про его брата... Кто они? Почему появляются в тексте уже взрослыми? А эта самая Феврония? Ладно, искушения, через которые они проходили, описаны. Праведные дела тоже упоминаются. Чудеса после их кончины — тоже. Слово «благочестивый» по всему тексту разбросано. Но где же их молитвы?

Митрополит Макарий отверг работу Ермолая Прегрешного. Не включил ее в «Великие Четьи-минеи». Зато читатели ее быстро оценили по достоинству. Повесть стали переписывать и распространять — до наших дней дошло более полутора сотен копий. Потому что Ермолай фактически сочинил любовно-приключенческий роман.

Загадки против искушений

Фото: Из архива

Историки древнерусской литературы заметили, что Ермолая явно вдохновили народные сказки — про летающего огненного змея и про мудрую деву. Это разные сюжеты. Прегрешный их объединил. Из фольклора, скорее всего, пришли и некоторые приемы. Например, загадки, которыми Феврония удивляет всех окружающих. Княжеский посланник застает девушку в избе одну, в простой одежде, за ткацким станком. Она говорит: «Плохо, когда дом без ушей, а горница без очей».

Слуга спрашивает, где хозяин дома, а девушка отвечает: «Отец и мать мои пошли взаймы плакать, брат же мой пошел сквозь ноги на покойников глядеть». И растолковывает: уши дома — это собака, глаза дома — маленький ребенок. В семье нет ни того, ни другого, некому было подать знак, что пришел гость. Отец и мать пошли на похороны — взаймы плакать, потому что, когда они умрут, соседи придут так же скорбеть по ним. А брат у нее — древолаз, собирает мед диких пчел и постоянно рискует сорваться с дерева и разбиться.

Желая проверить ум девушки, Петр посылает ей пучок льна и велит сделать ему из него, пока он моется в бане, рубашку, штаны и полотенце. Феврония в ответ предлагает ему выстругать ей из щепки ткацкий станок. И Петру приходится признать ее правоту. В сказках часто бывает так, что хитрый простолюдин одерживает верх над царем (воеводой).

Даже с искушениями княгиня Феврония борется, придумывая остроумные загадки. Заметив, что во время плавания на нее «с вожделением» смотрит женатый человек, она предлагает ему зачерпнуть воды по одну и по другую стороны корабля. И спрашивает, разная ли вода или одинаковая. «Так и естество женское одинаково. Почему же ты, забыв о своей жене, о чужой помышляешь?»

Наш ответ Валентину

Фото: Из архива

День Петра и Февронии появился в народном календаре вскоре после их канонизации. Не очень понятно, почему он приходится на 8 июля (25 июня по старому стилю): в летописи говорится, что муромский князь Давыд скончался в апреле. Возможно, летом мощи князя и его жены перенесли из обветшавшего Борисоглебского кафедрального собора в новопостроенный собор Рождества Богородицы, и поминовение приурочено к этой дате.

Любопытно, что в народе начало июля всегда было праздником если не семьи и верности, то по крайней мере любви. Накануне дня Петра и Февронии, 7 июля (по новому стилю), отмечается день Ивана Купалы. А после него обычно определялись пары суженых.

На официальном уровне этот день стали отмечать в 2001 году: мэр Мурома Валентин Качеван придумал новый городской праздник, своего рода визитную карточку региона. А потом стал продвигать свою идею выше: в 2015 году направил в Государственную думу воззвание с 15 тысячами подписей.

Предложение упало на благодатную почву. К этому времени в России уже был очень популярен День святого Валентина. Но к нему православная церковь относится неодобрительно: считается, что он превозносит скорее любовь плотскую, неузаконенную, разжигает страсти. Давно говорилось о том, что надо создать наш аналог этого праздника, который не только отразил бы любовную тему, но и прославил бы семейные и духовные ценности.

И вот 26 марта 2008 года в Совете Федерации идея нового государственного праздника была одобрена единогласно. Первое время скептики похихикивали: ну да, мол, «наш ответ Чемберлену» (то есть Валентину)... Сейчас, спустя 8 лет, уже заметно, что праздник прижился.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ «ПОВЕСТИ О ПЕТРЕ И ФЕВРОНИИ»

Петр убил огненного змея, который прилетал блудить с женой его брата, муромского князя Павла. От брызг змеиной крови по его телу пошли язвы. В рязанском селе один из его приближенных встретил мудрую и острую на язык девушку — Февронию. Она сказала, что готова вылечить Петра, но потребовала, чтобы за это он женился на ней. Петр исцелился, но обещание жениться не сдержал. Вскоре болезнь вернулась к нему. Пришлось ему снова отправиться к Февронии и на этот раз взять ее в жены.

Через несколько лет князь Павел умер, и Петр стал править Муромом. Бояре невзлюбили новую княгиню за ее простонародное происхождение и стали требовать, чтобы Петр прогнал жену. Князь решил не нарушать божьих заповедей и отказался от власти. Вместе с Февронией он уплыл из города, но очень скоро бояре покаялись перед ним и попросили его вернуться: в Муроме началась смута из-за освободившегося престола. Петр и Феврония возвратились в Муром. Они были справедливыми и добрыми правителями, помогали бедным, защищали слабых и этим заслужили любовь горожан.

На склоне лет они приняли постриг в разных монастырях с именами Давид и Евфросиния и завещали похоронить их в одном, заранее приготовленном гробу. Скончались они, как сами того хотели, в один день и час. Горожане решили похоронить их все же в разных местах: монаха и монахиню класть в один гроб не полагалось. Однако на следующий день после погребения их тела чудесным образом оказались в одном гробу.

Вернуться на главную
Новости партнеров


Комментарии (0)

Гость
0/1024
  • :)
  • :(
  • :o
  • :D
  • :P
  • O:-)
  • >:o
  • :-|
  • %)
  • :'(
  • ]:->
  • :-*
  • :-X
  • 8-)
  • 0.0
  • :thinking:
  • :td:
  • :tu:
  • :-!
  • :-[
  • ;-)
  • :red:
  • :flower:
  • :music:
  • :be-quite:
  • :dead:
  • :party:
  • :gift:

  • 1
  • ...