Ситуация »
20:54 5 февраля 2016

Укрощение строптивых!

Маневр, еще маневр, поворотники — для слабаков, а выезд на полосу для общественного транспорта — дело чести. Встречали таких соседей по автопотоку, правда? Как вести себя с лихачами на дорогах, «Москвичке» рассказал ее постоянный эксперт — психолог, директор автошколы Иван Костин.

Почему же некоторые водители на дорогах ведут себя так, словно «везде враги»?

— Дело в том, что в большинстве случаев такой водитель, садясь за руль, уже находится в нервном состоянии. Произошло что-то, выведшее его из равновесия, но ранее человек по той или иной причине агрессию не проявлял, — считает Иван Костин.

— На людях у нас не очень принято выражать агрессию — нужно быть вежливым, а в ситуации вождения как будто бы можно — вроде бы можно ругаться на водителей, они все равно не услышат, нет прямого контакта, уникальная ситуация, когда мы можем открыто выражать свою злость — и никто при этом не страдает.

А вот еще любопытный феномен: очень многие водители аргументируют агрессивную манеру езды желанием «научить других ездить хорошо».

— А это происходит потому, что эти «учителя» воспринимают маневры соседа по потоку не как его ошибки, а как стремление сделать другому гадость, — поясняет Иван. — Задето самолюбие, ответить симметрично становится делом чести.

То есть человек воспринимает ошибочно действие как направленное против него, хотя оно на самом деле таковым не является.

— К тому же у человека во взведенном состоянии базовый инстинкт — наехать, взорваться, — продолжает Костин. — В данной ситуации фокус внимания обиженного — «со мной взаимодействуют как-то не так», а фокус внимания обижающего — «мне бы справиться с дорогой».

К слову, позиция реального учителя — к неуверенным водителям относиться с заботой или снисхождением, но никак не с агрессией. Как же правильно и — главное — безопасно для себя — справиться с лихачом на дороге?

— Если сосед по потоку вызывает у вас внутреннее напряжение, кажется слишком агрессивным, лучше всего дать ему уехать. Даже если на самом деле это замечательный водитель и никакой агрессии не проявляет, но соседство с ним на дороге кажется некомфортным, — отдалитесь от него, — советует наш эксперт.

Однако возможность пропустить лихача есть не всегда — и чаще всего любители нырять из ряда в ряд демонстрируют навыки экстремального вождения в пробках. В этой ситуации универсальный совет — будьте предсказуемы!

— Если у нас нет возможности по скорости разойтись с агрессором, не меняйте свою траекторию движения. Оставайтесь на своей полосе, постарайтесь обойтись без маневров — и тогда лихач сможет обойти вас именно так, как он и планировал, — поясняет эксперт. — Ведь основная проблема всех агрессивных водителей именно в том, что они заранее планируют траекторию движения относительно более-менее спокойного потока. И сложности возникают, когда поток начинает вести себя непредсказуемо.

Если на некоторые выкрутасы на дороге можно смело махнуть рукой, то иногда на нарушителя так и тянет пожаловаться в полицию. Делать это можно, но есть нюансы.

— Если вам кажется, что водитель ведет себя на дороге неадекватно, то вы можете — и обязаны — позвонить в полицию (112 с мобильного телефона) и сообщить регистрационные знаки нарушителя. Только обратите внимание на то, какое именно заявление вы делаете, — советует Иван Костин. — Важно указать, что у вас есть подозрения, что с человеком за рулем что-то не так. «Мне кажется, что водитель ведет себя неадекватно»: огульно обвинять человека ни в коем случае нельзя. Но ваш звонок теоретически может помочь выявить пьяного водителя или человека, который сел за руль под действием психотропных веществ. По вашему сигналу на одном из постов ДПС подозрительную машину непременно остановят и досмотрят.

Ну и на закуску — прагматическая сторона вопроса. Стоит ли свеч экстремальная езда? Правда ли те, кто перепрыгивает из ряда в ряд, рискуя попасть в аварию, едут значительно быстрее основного потока?

— Нервное вождение и просто частое перестроение, как правило, выигрыша во времени не дают, — уверен наш эксперт. — В подобных ситуациях люди совершают множество маневров, но откровенно нарушать правила все же остерегаются. Поэтому эффекта нет. А вот когда водитель по-настоящему агрессивен, едет через двойные сплошные, по обочинам, поворачивает в неположенных местах и в целом не может ждать — во времени он несколько выигрывает от силы минут десять. Другое дело, окупится ли это сэкономленное время штрафами.

Вот так проедешь от дома до работы в режиме «слепая ярость» — и половины зарплаты как не бывало. Интересно, что для таких нервных водителей даже есть техники успокоения — только во взвинченном состоянии водители ими пользоваться не склонны.

— У водителя-агрессора нет мотивации на изменение собственного состояния, — считает Иван Костин. — А ведь очень важно, чтобы лихач осознал, что именно его так выводит из себя. Ведь это не «враги вокруг», а ваше собственное эмоциональное состояние.

— Именно поэтому менять — в том числе и на дороге — мы можем только самих себя, а никак не соседей по потоку, — резюмирует Иван.

Вернуться на главную
Новости партнеров


Комментарии (0)

Гость
0/1024
  • :)
  • :(
  • :o
  • :D
  • :P
  • O:-)
  • >:o
  • :-|
  • %)
  • :'(
  • ]:->
  • :-*
  • :-X
  • 8-)
  • 0.0
  • :thinking:
  • :td:
  • :tu:
  • :-!
  • :-[
  • ;-)
  • :red:
  • :flower:
  • :music:
  • :be-quite:
  • :dead:
  • :party:
  • :gift:

  • 1
  • ...
Новости партнеров