Звезды »
19:04 22 июля 2014

Леонид Павлючик: «Богдан Ступка мечтал об «Оскаре»

22 июля 2012 года в возрасте 70 лет умер народный артист СССР Богдан Ступка. Кинокритик Леонид Павлючик в течение десятилетий общался с выдающимся артистом. За год до смерти Ступка дал откровенное интервью Павлючику, считая его своим другом и одним из лучших российских специалистом в области кино. «Москвичке» Леонид Павлючик рассказывает о самом великом артисте Украины 20 века – Богдане Сильвестровиче Ступке

- Леонид Васильевич, в одно время Богдан Ступка был министром культуры Украины. Но в последние годы, участвуя в кинофестивалях, артист наотрез отказывался говорить о политике. На ваш взгляд, какими были взаимоотношения Богдана Ступки с политиками Украины и России?

- У Богдана Сильвестровича были сложные отношения с политикой и с политиками. Всеми силами он бежал от политики, а его в нее «затягивали». Политики часто пытались использовать его имя, авторитет, масштаб личности для того, чтобы привлечь на свою сторону. Каждая смена власти на Украине так или иначе затрагивала и судьбу театра имени Франко, которым руководил Ступка, и его собственную судьбу. Однажды он согласился стать чиновником – министром культуры Украины, правда, пробыл на этом посту всего 17 месяцев. Как шутил сам Ступка: «Мои 17 мгновений весны». Тогда сменилась очередная власть на Украине – пришел новый премьер-министр, и Ступка вынужден был прекратить министерские полномочия. Драмой для него это не стало, потому что у него был театр, куда он и вернулся. Замечу, что Ступку заманивали и в президентские игры. Но на это предложение Богдан Сильвестрович ответил категорическим отказом. Когда кто-то из агитаторов вспомнил президента США Рональда Рейгана, на что Ступка остроумно ответил: «Рейган был плохим артистом, поэтому и мог играть в президентские игры, а я, надеюсь, артист хороший, поэтому буду заниматься актерским делом».

Он избегал тему политики и в интервью. Перед началом интервью, которое я сделал со Ступкой за год до его смерти, пресс-секретарь меня предупредила о том, чтобы я не задавал вопросов о политике. Тем не менее, я задал ему этот «нехороший» вопрос. На что Ступка гениально ответил: «Я уже состою в Партии искусства – это старейшая партия в мире, которой много тысяч лет».

Фото: Ìàøêîâ Þðèé

Богдан Ступка

- Каким артистом был Богдан Ступка? Он как-то мне сказал, что «высшим пилотажем в актерском деле считает мастерство перевоплощения».

- Ступка – артист гениальный, великий. Думаю, что он – самый крупный артист за всю историю украинского театра и кино. Богдан Ступка – масштабная актерская фигура, переигравшая весь классический мировой репертуар. Он играл в пьесах Шекспира, Софокла, Ибсена, Брехта, Франко, Леси Украинки. Какой артист еще может похвастаться столь грандиозным репертуаром? Пожалуй, только наш Михаил Ульянов. Ступка был мастером перевоплощения, причем внутреннего, глубокого, даже глубинного. Он мог играть чеховского интеллигента и Ричарда Третьего, Леонида Брежнева и бедного украинского крестьянина… Он играл бандеровца и офицера Красной армии, мерзавцев и людей безукоризненной нравственности. Убежден в том, что Ступка – не рядовой актер, которого через пять лет забудут. Он – крупнейшая величина украинской культуры.

- На фестивале в Минске «Золотой Листопад» Богдан Ступка сказал, что «главное и обязательное в мастерстве перевоплощения – проникнуть в мозг своего персонажа, понять его мысли, и научиться думать также, как он». Считается, что каждый из нас думает на каком-то одном языке. На каком языке думал Ступка – украинском или русском?

- На днях прочитал у Гришковца интересное наблюдение: «Когда у грузина спросили: «На каком языке ты думаешь?», тот ответил: «Когда думаю о маме, близких, то по-грузински, а когда думаю о России, скажем, о тебе, Гришковец, то по-русски, но с акцентом». Возвращаясь к Ступке, лично у меня такое ощущение, что артист «влезал в подноготную» своих героев, и думал их мыслями. К примеру, если играл Ричарда Третьего, то думал как Ричард (то есть думал шекспировским слогом и шекспировскими страстями). А когда играл, скажем, любимого Ивана Франко, то внутри себя думал о своем герое на украинском языке. Играя и Гетмана, и генсека Брежнева, и разорившегося помещика, и бездомного, и пенсионера он становился этим персонажем, со свойственными персонажу пластикой, ритмом речи, манерами. Мастерство внутреннего психологического перевоплощения можно изучать в театральных институтах по ролям Богдана Ступки.

Фото: ИТАР-ТАСС

     

- На каком языке думал не актер, а человек Богдан Ступка?

- Ступка, даже на российских мероприятиях, например, получая награду «Ника», мог себе позволить прочитать стихотворение на украинском языке. Он чувствовал себя украинцем – не англичанином, не европейцем, не безродным космополитом, не русским, а именно украинцем. В нем была украинская гордость. Ступка наслаждался певучестью украинской речи и хотел донести до нас ее мелодию и красоту. Поем же мы украинские песни, и наслаждаемся их волшебством, колдовством, до конца не понимая смысла?

Ступка родом из-под Львова, и в нем украинские гены сидели очень крепко. Но при этом он был народным артистом СССР, обладателем самым престижных наград Польши, Италии. При всем этом Ступка, в первую очередь, принадлежал своей Украине. Между прочим, Богдан Ступка мечтал получить «Оскар» и это не было шуткой. Но поскольку Ступка довольно поздно стал активно сниматься – после 50 лет, и у него не было возможности поработать в США, то «Оскара» в его богатой коллекции наград, увы, нет. Кстати, на мой вопрос: «Не обидно ли вам, что так поздно пришла к вам популярность?», Ступка ответил: «Хорошее вино всегда долго созревает». Мне кажется, что у Богдана Ступки вплоть до его болезни жило ощущение того, что вот-вот он получит приглашение от крупного режиссера США и сыграет ту роль, за которую удостоится «Оскара». Правда, Ступка работал с лучшими режиссерами России – с Юрием Озеровым, Павлом Чухраем, Дмитрием Месхиевым, Владимиром Бортко, и у него есть все высшие кинематографические награды СССР и России. Но я уверен, что Ступка мог бы сниматься у Скорсезе, Спилберга, Копполы, и очень жаль, что эти встречи не произошли.

- Однажды я наблюдала, как общаются друг с другом Богдан Ступка и Кшиштоф Занусси (в фильме польского режиссера «Сердце на ладони» Ступка сыграл главную роль), и мне тогда показалось, что Ступка был больше похож на пана, ибо в нем больше гордости, достоинства, величия, чем у пана Занусси. Во время общения со Ступкой не замечали ли вы, скажем, высокомерия со стороны артиста?

- Никакого высокомерия со стороны Богдана Ступки я на себе не ощущал. Но при этом, встречаясь со Ступкой и наблюдая за ним, у меня было ощущение того, что артист знает себе цену. Наш Олег Иванович Янковский, будучи лучшим артистом на протяжении десятилетий, знал себе цену, и в этом смысле они похожи со Ступкой. Так, никто не мог подойти к Янковскому и похлопать его по плечу, причем даже коллеги из его театра, не говоря уже о поклонниках. Даже самые близкие партнеры и друзьям Янковского – Александр Збруев, Александр Абдулов понимали, что Олег Янковский – не один из них, а что он выше.

Спеси я в нем не видел. Напротив, Ступка любил пошутить и снизить пафос, который ненавидел. Мне запомнился неожиданный ответ Ступки на мой вопрос: «Кем бы вы могли бы стать, если бы не артистом: писателем, философом, режиссером, дипломатом?». Богдан Сильвестрович ответил: «Наверное, мойщиком окон или звездочетом (в молодости он работал в обсерватории, и его начальник хотел сделать из него «звездочета»), ну, и химиком, возможно». Для себя я сделал вывод, что Ступка относился к себе, как к человеку очень трезво и даже иронично. Но цену себе как артисту знал. Напомню, что путь к театру и кино у Ступки был очень тернистый.

- А ведь Богдан Ступка из артистической семьи. Его отец пел в хоре Оперного театра?

- Богдан Ступка рассказывал мне о том, что вырос за кулисами театра. С детства он мечтал стать оперным певцом. В школе пел без конца, и соседи просили его отца: «Вы же – знаменитый артист, скажите же своему сыну, чтобы он перестал выть». Об этом мне рассказывал сам Богдан Сильвестрович. В какой-то момент Ступка понял, что для оперного певца ему чего-то не хватает, может, слуха, может, вокальных данных? Но когда он стал драматическим артистом, для него очень важно было услышать музыкальную драматургию образа, проще говоря, музыку роли.

- Леонид Васильевич, на ваш взгляд, удалась ли Богдану Ступке роль Тараса Бульбы в экранизации повести Гоголя Владимира Бортко?

- Внутренний драматизм роли Тараса Бульбы для Ступки заключался в том, что он безумно любил свою семью и, замечу, ради нее много работал. Артист никак не мог понять – как можно убить своего сына, ибо сам обожал своего Остапа. Ступка долго не соглашался на эту роль. Между прочим, мать Ступки, которую он боготворил, - Мария Григорьевна всеми силами отговаривала его от роли Бульбы. А женщина она была очень мудрая – дожила до 95 лет. Мария Григорьевна почему-то считала, что ролью Бульбы ее сын «накличет на себя беду». Замечу, что Богдан Ступка до конца не был уверен, что справился с ролью Тараса Бульбы, хотя получил за нее немало наград. Возможно, матушка Ступки боялась, что роль Бульбы рассорит ее сына с Польшей? А может, чувствовала что-то, что эта тяжелая роль может сказаться на здоровье сына? Мария Григорьевна в последние годы жалела сына и советовала ему: «Что ты, сынку, взваливаешь на себя такие огромные, трудные роли? Ты бы взял себе роль полегче, может, без слов, без физических нагрузок. Вот ты же худрук театра, и мог бы найти для себя роль, чтобы сидеть тихо в уголочке и умно молчать? Богданчик, найди себе такую роль, без страстей». Но до самого последнего дня Ступка в каждую роль вкладывал и душу, и сердце, и свое здоровье.

- Богдан Ступка обладал мощнейшей харизмой и в нем было сильное мужское начало, не так ли?

- У меня было ощущение, что когда Богдан Ступка появлялся в огромном зале театра «Оперетты», где шла церемонии премии «Ника», то энергетическая волна его личности доходила десятого ряда, где я сидел. Я чувствовал ее всеми своими нервными окончаниями. Эту энергетику очень хорошо чувствовали зрители театра имени Франко, где работал Ступка. Что касается любовных романов Ступки, то о них ни я, да, и никто ничего не знает. Всю жизнь Богдан Ступка клялся в любви своей семьей, и это было очень искренне. Он обожал свою жену, говоря, что без нее не смог бы сделать и половины того, что сделал. Но то, что женщины могли попадать под магнетизм мужского обаяния Ступки, лично у меня сомнений не вызывает.

- В молодости Ступка был красивым мужчиной?

- В 30 лет Ступка сыграл в значительном фильме Юрия Ильенко «Белая птица с черной отметиной», где его все запомнили. В нем была красота воина, бойца, отчаянного героя. Это была не сладкая красота – наподобие как у Ален Делона. Это была красота настоящего мужчины, лидера, – властное выражение глаз, волевая линия скул.

Вернуться на главную
Новости партнеров


Комментарии (0)

Гость
0/1024
  • :)
  • :(
  • :o
  • :D
  • :P
  • O:-)
  • >:o
  • :-|
  • %)
  • :'(
  • ]:->
  • :-*
  • :-X
  • 8-)
  • 0.0
  • :thinking:
  • :td:
  • :tu:
  • :-!
  • :-[
  • ;-)
  • :red:
  • :flower:
  • :music:
  • :be-quite:
  • :dead:
  • :party:
  • :gift:

  • 1
  • ...