Культура »
10:29 19 июля 2014

Павел Мирзоев: «Музей Маяковского был единственным в Москве, куда молодежь ходила не из-под палки»

Режиссер Павел Мирзоев – автор документального фильма «Женщина эпохи танго», в основе которого интервью Вероники Полонской режиссеру Валерию Рубинчику.

Павел – выпускник режиссерского факультета ВГИКа (мастерская Вадима Абдрашитова) и сын культового режиссера Владимира Мирзоева. В интервью «Москвичке» Павел поделился своим отношением к Маяковскому и его поэзии.

- Расскажите, пожалуйста, о своей работе над фильмом о последней любви Маяковского – актрисе Веронике Полонской. Вы – поклонник Маяковского?

- Еще бы! Его любовная лирика дала мне очень много. Без преувеличения формировала взгляд на мир на каком-то этапе. В мастерской Вадима Юсуповича Абдрашитова мы много занимались актерским мастерством, в том числе читали какие-то тексты со сцены, и я не раз выбирал Маяковского. Наверное, игровой фильм о такой масштабной фигуре как Маяковский, все равно бы не решился снимать, но судьба меня перехитрила.

В 2012 году я был на фестивале в Гатчине «Литература и кино» с фильмом о Науме Коржавине, замечательном нашем поэте, и сценарист Эльга Лындина рассказала мне о существовании старой, двадцатилетней давности пленки, на которой Вероника Полонская рассказывает про свои отношения с Владимиром Маяковским. Причем эту съемку тогда, в 1991 году вел большой мастер, режиссер, педагог – Валерий Рубинчик, недавно скончавшийся (Валерий Давидович умер в 2011 году).

Я заинтересовался этой историей и нашел исходники, о которых говорила Лындина, в старом чулане, заваленном сотнями коробок со старыми «бетакамами» – на студии Валерия Рузина. Когда посмотрел материал, сразу почувствовал, какой есть в нем потенциал – не фильм о Маяковском как таковом, что задумывал Рубинчик, а именно возможность увидеть трагическое самоубийство Маяковского глазами его любимой женщины, которая была с ним за несколько мгновений до смерти – Вероники Полонской. К счастью идею подхватил Юрий Обухов, замечательный продюсер, и фильм сложился.

- Для того, чтобы снимать фильм о Маяковском «глазами его любимой», вам нужно было понять главную причину самоубийства Маяковского (версий на этот счет – множество)?

- Расследование смерти поэта не входило в мои задачи, но невозможно игнорировать вопрос почему Маяковский застрелился, делая такой фильм? Этим вопросом мучились шестидесятники, написано много книг: и серьезных, например, замечательная книга Бенедикта Сарнова «Самоубийство» и скандальных, бульварных. На мой взгляд, одна из самых главных причин смерти Маяковского, их было, конечно, много, в разочаровании – коммунистическая левая идея, в которую он так верил, в реальной советской практике стремительно превращалась в тоталитарную. Поэт увидел это раньше многих, и ужаснулся тому мраку, на который был направлен его гений. А Вероника Полонская могла бы стать для него спасением, той соломинкой, за которую он хотел ухватиться, но ей не хватило масштаба личности, чтобы это понять, и помочь ему.

- В музее Маяковского на Лубянке была комната, в которой Маяковский прожил 11 лет, и где убил себя. Кто не видел этой каморки, тот вряд ли может представить весь трагизм его положения. Наверняка, вы были в этом Музее?

- Музей Маяковского был единственным в Москве музеем, куда молодые люди ходили не из-под палки, по школьным разнарядкам, а потому что в нем - интересные экспозиции. Музей – гениальный. Он очень интересно придуман. Таких музеев, позволяющих почувствовать великого человека, проникнуться его личностью, в мире – единицы. Это не просто музей, созданный по воспоминаниям, а музей – памятник. К тому же в музее богатейший архив, они нам очень помогли в создании фильма. И никто не может поручиться, что этот архив уцелеет. Я поставил свою подпись против закрытия музея. На тот момент Музей закрывался, без особых объяснений и перспектив. Если история закончится благополучно, помещение не отдадут, проведут ремонт и всё откроется – замечательно. Там работают такие люди – они просто не смогут сделать новую экспозицию плохо.

- Павел, простите, за женский вопрос, но лично меня он очень интересует. Почему такой красивый, высокий, гениальный, знаменитый мужчина не мог завладеть сердцем ни одной любимой женщины? Известно, что Лиля Брик любила своего мужа Осипа, Татьяна Яковлева предпочла брак с аристократом, Вероника Полонская отказалась родить ребенка от Маяковского и уйти от своего мужа – актера Михаила Яншина?

- У Пушкина: «Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей». А Маяковский страстно, самозабвенно, открыто любил каждую из перечисленных вами женщин. В одно время роман Маяковского с Лилей Брик был по-настоящему любовным, взаимным, потом все изменилось. Наверное, причина любовных крахов Маяковского в том, что от каждой женщины он требовал такого же накала чувств, какой исходил от него самого. Но для этого женщине нужно было стать равной гению Маяковского. Масштаб личности Лили Брик, в отличие от Яковлевой и Полонской, был огромен. Но и она, кажется, испытывала определенные трудности, сталкиваясь с этой махиной, и, в конце концов, их отношения кончились.

- Почему ваш фильм называется «Женщина эпохи танго»? Причем здесь танец? Может, это сравнение любви с танцем?

- Вероника Витольдовна танцевала внутри отношений с Маяковским. Она рассуждала как танцующая женщина: «Вот, я познакомилась с интересным мужчиной – поэтом, богачом (по тем временам), со своим автомобилем, ужинами и теми же танцами в ресторанах». А для Маяковского встреча с Полонской была последней верой и надеждой в возможность счастья, тепла, понимания…

- Владимир Андреев, который хорошо знал Веронику Полонскую (в течение многих лет она играла в театре имени Марии Ермоловой) сказал мне в интервью, что «Вероника была довольно средней актрисой». А ведь одна из основных причин конфликта Маяковского с Полонской заключалась в том, что она отказалась исполнить требование поэта – уйти из театра.

- Маяковский придумал Полонской миссию, на которую она не претендовала, и к которой была не готова – «стать для него тем щитом, который оградит его от надвигающегося кошмара». Щитом женского тепла, семьи, любви – того чего у Маяковского никогда в жизни не было. Трудно сказать – насколько талантливой актрисой была, а точнее, могла бы стать Вероника Полонская… Тот роковой выстрел Маяковского уничтожил Веронику Полонскую как актрису, поставил точку в ее карьере. Хотя до этого ее охотно снимали в кино, и она играла во МХАТе. После самоубийства Маяковского Полонскую мало куда брали. В театре имени Ермоловой у нее было несколько второстепенных ролей, но это такая малость…Вряд ли она была гениальной актрисой, в роли спасительницы Маяковского лавров бы снискала куда больше.

- Вы монтировали архивную запись Полонской, которая была сделана в доме ветеранов сцены, где актриса и умерла, будучи глубоко одиноким человеком (ее единственный сын эмигрировал в США, и даже не приехал на похороны матери). Насколько адекватной в преклонном возрасте, согласно записи Валерия Рубинчика, была «последняя любовь Маяковского»?

- На записи Полонской 86 лет, но она великолепна! И прямая спина, и благородные черты лица, и осанка. Вероника Витольдовна, как говорится, не распустила себя ни на сантиметр. Да, это дама в возрасте, но дама – абсолютная. Иногда она сбивается с мысли и поэтому монтажная работа была большая, но здравый ум, память – такого в 86 почти не бывает.

- Павел, если бы вы снимали художественный фильм о Маяковском, кого из актеров выбрали бы на роль поэта?

- Когда у Тарковского спросили: «Почему вы не снимаете фильм по «Мастеру и Маргарите»?, Андрей Арсеньевич ответил: «Кота подходящего найти не могу». Почему за сто с лишним лет существования кинематографа не удалось создать на экране образ Пушкина? У Марлена Хуциева был замечательный проект о Пушкине, но он не реализован по той же причине - отсутствие исполнителя заглавной роли. Жизнь и судьба Маяковского – готовый сценарий, но кто будет играть поэта, лично я не могу даже представить.

Вернуться на главную
Новости партнеров


Комментарии (0)

Гость
0/1024
  • :)
  • :(
  • :o
  • :D
  • :P
  • O:-)
  • >:o
  • :-|
  • %)
  • :'(
  • ]:->
  • :-*
  • :-X
  • 8-)
  • 0.0
  • :thinking:
  • :td:
  • :tu:
  • :-!
  • :-[
  • ;-)
  • :red:
  • :flower:
  • :music:
  • :be-quite:
  • :dead:
  • :party:
  • :gift:

  • 1
  • ...