Культура »
15:19 18 июля 2014

Георгий Бурков: Все мое несчастье в том, что я живу как ночная бабочка, которой суждено жить в дождливую ночь.

19 июля исполняется 24 года со дня смерти заслуженного артиста РСФСР

Георгий Бурков умер нелепо. Встал на столик с колесиками, чтобы достать с полки книгу, свалился на подлокотник дивана, сломал бедро. Попал в Первую градскую больницу, там сделали операцию – а через три дня оторвался тромб и закупорил легочную артерию. Артисту было всего 57 лет.

– Никаких сенсаций или обвинений от меня не последует, – сказала его вдова Татьяна Ухарова. – Если кто и убийца, так это та жизнь, которая часто не по делу мучила, терзала, отнимала силы и здоровье и за которую он в один прекрасный день перестал бороться. Просто устал.

У врачей, правда, были другие, более прозаичные объяснения. «Как он вообще жил с такими сосудами…», - качали они головой после вскрытия.

Фото: kinopoisk.ru

Александр Ширвиндт, Александр Белявский и Георгий Бурков в фильме "Ирония судьбы, или С лёгким паром!" (1976)

Увы, Бурков прикладывался к стакану не только в кадре. В 1973 году актер записал в дневнике: «Вот уже скоро месяц, как меня лечат от хронического алкоголизма. Лечат все, начиная от жены и кончая доктором К, общепризнанным авторитетом на алкогольном фронте. С врачами я беседую сдержанно, всячески выгораживая себя и облагораживая свои запои. Зачем? Я же лечусь, у меня же болезнь».

Мало у кого из актеров внешность настолько не соответствовала внутреннему миру. «Все мое несчастье в том, что я живу как ночная бабочка, которой суждено жить в дождливую ночь», - записал Бурков в дневнике в 1985 году. Исполнитель ролей выпивох, простаков и уголовников был человеком глубоко интеллигентным и образованным. В родной Перми (в Москву Бурков переехал только в 32 года) Георгий, не поступив в институт, до ночи пропадал в городской библиотеке. Возвращаясь оттуда поздно вечером, всегда боялся, что его остановят и заберут за тунеядство. Знакомые артиста признавались, что знает он побольше иного профессора.

Фото: kino-teatr.ru

 

Возможно, сложись его жизнь иначе, мы бы узнали и Буркова-писателя. В 1955 году, в 22 года, он задумал написать четыре цикла романов. Первый, под условным названием «Хроника моего сердца» – о его современниках. Второй – «будет носить международный характер, мировой масштаб. СССР, Германия, Франция, США, Испания, Чехия, Польша, Япония, Англия, Греция, Турция и пр. Но ни в коей мере глубина психологического анализа не должна понести ущерб от широты охвата жизни». «Третья эпопея – об Урале. Урал в 1900-1936 гг. (приблизительно). Основная тема – «Рождение нового мира» (так я и назвал условно эту эпопею)». Четвертый – «Колыбель свободы» – про первые четыре десятилетия XIX века: «повествование о декабристах и Пушкине, о царе и помещиках, о войне 1812 г. и о многом другом». Замысел остался только в дневниках. А в 1969 году Бурков написал, что задумал пьесу «Арльская трагедия» - о Ван Гоге. Но фактически единственным литературным произведением Буркова остались те самые дневники, которые он вел с 1953 года до последних дней.

Фото: Kinopoisk.ru/Kino-teatr.ru

Георгий Бурков в фильме "Гараж" (1979)

В 1998 году дневники Буркова были опубликованы в книге под названием «Хроника сердца» (издательство «Вагриус»).

Представляем самые интересные отрывки из его записей.

Фото: ИТАР-ТАСС

Георгий Бурков, 1968 год

1962
У меня на глазах машина переехала собаку. Глаза! Глаза! Я хочу, чтобы ты всегда сидела, собака, на моем пути, чтобы каждый день душили меня слезы при виде твоих глаз, чтобы однажды я не выдержал и закричал на весь город, на весь мир от боли. Я понял, что такое искусство, и для чего оно должно существовать. Я понял крик Дон Кихота. Я понял муки Гамлета: и не до конца, конечно, понял главную суть искусства. Это – крик радости или крик боли. 
Когда буду работать над Дон Кихотом и Гамлетом, нужно будет много ходить на кладбище и смотреть похороны, плач родных, ходить в анатомический театр и везде, где можно подглядеть человеческую боль, чтобы крикнуть один раз!

1969
… вдруг захотелось вспомнить все интересное из своей жизни. Вспомнить, как я намазал волосы рыбьим жиром и пошел в оперный театр на утренник, например. Это ведь целая самостоятельная новелла. Солдат бросает мне тетрадку. А в школе мы пишем на газетах, на каких-то бухгалтерских книгах, кто на чем – в зависимости от того, где работают родители. Вспомнил того милиционера, который подумал, что я показываю, как у него вырезать окно. А я хвастался, что у моей бабушки ставни бронированные.

1971
Сюжеты.
Интервью клопа.
– Каковы ваши планы на будущее?

– … Ну, хотелось бы прожить положенные 300 лет. Это трудно, конечно. Удавалось немногим. Вот, например, главный герой пьесы Маяковского. Между прочим, это лицо реальное, историческая т.е. личность. (…) Понятное дело, все мы стараемся походить на него. Подражаем, т.е. И молодежь нашу воспитываем на его примере. Сейчас собираемся широко отметить его 1000-летие. Кстати, он живой еще и т.д. В гробнице нашего нашли – живой.

– Какую национальность больше всего любите? Какую ненавидите?

– По-разному. Я лично русских люблю. Хороший народ. И тело ровное, неволосатое. И к нам терпимо относятся и т.д. С немцами сложней. Чистюли. У нас про них шутка такая есть: доннер-веттер. Восточных не люблю – волосатые и нервные. Не даются.

– Скажите, а другие паразиты вам не мешают работать?

– Да нет. Со вшами встречаемся редко. А блохи нас боятся. Смешной случай был. Я тогда командовал полком в гостинице «Метрополь». К нам в штаб (в шикарном диване) блоха случайно заскочила. Перепугалась. А выпрыгнуть не может. Я сделал вид – так, в шутку, – что хочу ее съесть. Конечно, я не стал бы ее есть, сами понимаете. Не терплю пить кровь через чужие руки. Ну так она уж умоляла нас, упрашивала. Выпустили. Пускай, дескать, скачет. Она еще нам говорила, дескать, кровь в ней собачья. Знает, что мы только человечью пьем. Мы интернационалисты. Разная кровь в нас течет. Бывает, приползает товарищ с задания, патруль кричит: «Кто ползет?» А тот ему отвечает: «Еврей». Ну, понятно, смеемся. Шутка такая у нас профессиональная.

Нужно, чтоб жлобство, тупость соседствовали с хитростью, изворотливостью и махровой демагогией.

1972
Если моя дочь говорит иногда: «Обманешь меня, значит, Ленина не любишь», то это не просто игра слов или даже не просто правила игры, а какой-то, пусть неустойчивый, пусть не настоящий, закон жизни для нее, через который все переступают (и она в том числе), но все равно через который переступать нельзя.

1975
Как люди пьют? Ведь я много знаю! А вот фантазия молчит. Согнутый каким-то недугом старик вынужден пить водку с задранными к потолку ногами. Жизнь алкоголиков очень близка к жизни животных. В хорошем смысле. С утра они, милые, заняты поисками выпивки. Выпьют – пошли разговоры приятные или неприятные – все равно не настоящие. Игра в человеческую жизнь: с проблемами, с заботами, с радостями. Потом опять поиски. И так весь день.

1978
Меня бесит, что народу подсовывают истории вроде истории Янтарной комнаты или библиотеки Ивана Грозного. А в это же время архив Цветаевой лежит в гараже Н…

Фото: wikipedia.org

Георгий Бурков в фильме "Они сражались за Родину" (1975)

1981
Репетиционный период давно исчез из практики советского кино. У режиссеров нет для этого ни времени, ни пространства. А в последнее время, что естественно, не стало навыков, да и попытки поработать с актерами над ролью или над трудной сценой в кабинете или в гостиничном номере жалки и смехотворны. (…). Многие кинорежиссеры хотели бы поставить спектакль. Но негде и не с кем. Попытки сделать это на сцене какого-либо театра, как правило, не давали желаемого результата.

1984
Типичная черта русского интеллигента: иметь в глубокой заначке на самый крайний случай либо самоубийство, либо разоблачительную книгу о нашей преступной жизни.

1986
Почему еще в пору первых КВНов театральные вузы не принимали участия в этих студенческих озорствах? (…) Хотя внутри студии охотно, с первого курса поощрялись капустники, разоблачения. Король-то голый! Ибо «профессионалы» могли проиграть в азарте и в гражданственности. (…) Театральные вузы погрязли в мещанстве: личики, фигурки, обаяние, сексуальная манкость, искусственные голоса и манеры.
Отсюда: элитарность, кастовость и диссидентство, надменность ко всему народному. И как конечный результат – пьянство и т. д.

1987
Как дело касается режиссуры, обобщают по самому верхнему ряду, начинают со Станиславского. Но как дело касается актеров, обобщают по самому нижнему ряду, начинают рыскать по вытрезвителям.

Из недатированных записей о Шукшине
[Шукшин] Последнее время болел Степаном Разиным. (…) Лида Федосеева (…) рассказывала: когда Шукшин заканчивал роман, то последнюю главу ночью писал. «Просыпаюсь, четыре утра. (…) Я на кухню, гляжу – плачет.
Спрашиваю, что случилось?» – «Такого мужика загубили, сволочи».

Шукшину не нравилось мое имя «Жора», ему казалось, что в нем есть что-то такое приблатненное. Как только он меня не называл! (…) Георгий, и Егор, и Егорий, и все как-то не приживались. И вот однажды он (…) постучался и говорит: «Джорджоне, к вам можно?» (…) И что вы думаете, прилипло имя! Все, кто был в съемочной группе, так и зовут меня Джорджоне.

 

Вернуться на главную
Новости партнеров


Комментарии (0)

Гость
0/1024
  • :)
  • :(
  • :o
  • :D
  • :P
  • O:-)
  • >:o
  • :-|
  • %)
  • :'(
  • ]:->
  • :-*
  • :-X
  • 8-)
  • 0.0
  • :thinking:
  • :td:
  • :tu:
  • :-!
  • :-[
  • ;-)
  • :red:
  • :flower:
  • :music:
  • :be-quite:
  • :dead:
  • :party:
  • :gift:

  • 1
  • ...