Моя Столица »
16:22 9 июля 2014

Барахолки на колесах. Базар-вокзал еще продолжается

Употребление пива в общественном транспорте запрещено, но продавцов, к сожалению, это не волнует: нелегалы продолжают им торговать.

Употребление пива в общественном транспорте запрещено, но продавцов, к сожалению, это не волнует: нелегалы продолжают им торговать.

Всего: 5

Фото: Фото ИТАР-ТАСС

Употребление пива в общественном транспорте запрещено, но продавцов, к сожалению, это не волнует: нелегалы продолжают им торговать.
23 июня 2014 года. Торговцы не стесняются использовать мегафоны и другие средства усиления громкости голоса.

23 июня 2014 года. Торговцы не стесняются использовать мегафоны и другие средства усиления громкости голоса.

Всего: 5

Фото: Ïàëüì Åëåíà

23 июня 2014 года. Торговцы не стесняются использовать мегафоны и другие средства усиления громкости голоса.
Илья Черняев, пресс-секретарь центральной пассажирской пригородной компании.

Илья Черняев, пресс-секретарь центральной пассажирской пригородной компании.

Всего: 5

Илья Черняев, пресс-секретарь центральной пассажирской пригородной компании.
Воздушных змеев трудно назвать сопутствующими товарами, необходимыми пассажирам электрички.

Воздушных змеев трудно назвать сопутствующими товарами, необходимыми пассажирам электрички.

Всего: 5

Фото: Фото ИТАР-ТАСС

Воздушных змеев трудно назвать сопутствующими товарами, необходимыми пассажирам электрички.
Легально торгуют чаще всего мороженым и безалкогольными напитками.

Легально торгуют чаще всего мороженым и безалкогольными напитками.

Всего: 5

Фото: PHOTOXPRESS

Легально торгуют чаще всего мороженым и безалкогольными напитками.

Пригородные электрички превратились в движущийся базар.

Здесь можно купить, пожалуй, весь ассортимент «1000 мелочей». Кто, сколько и на чем зарабатывает в электропоездах? Законна ли эта торговля? И главное — приносит ли она пользу пассажирам? Обозреватель «Москвички» решила в этом разобраться.

НЕ МАФИЯ, НО ИЗ ПОЕЗДА ВЫКИНУТ

Сажусь вечером в поезд на платформе Ленинградская, еду в сторону области.

— Уважаемые пассажиры! Предлагаю вашему вниманию уникальный коврик для мобильного телефона.

Он крепится на приборную доску автомобиля. С этого коврика не упадет ни один сотовый телефон! — мужчина средних лет, вставший у двери в тамбур, бодро орет, перекрывая шум электрички. — Цена коврика — всего 100 рублей. Обращайтесь! За спиной мужика уже переминается с ноги на ногу молодая женщина с коробкой книг. Едва торговец выходит из вагона, как свой товар начинает предлагать она.

— Очень интересные детские книжки и раскраски, — расхваливает она товар в мегафон.

Я делаю плеер погромче, но дама кричит сильнее «Нашего радио».

Следующий торговец появился буквально через пару минут, когда проезжали «Красногорскую». Он начал впаривать вагону гелевые авторучки. Набор из четырех штук — всего 50 рублей. Что интересно, их покупают! Догоняю парня в тамбуре.

— Идет, я вижу, у тебя бизнес! — завожу разговор. — А реально ли тут работать устроиться? — Смотря с каким товаром, — пожимает плечами торговец, глядя на меня недоверчиво.

— Ну не знаю. Минералку там продавать, пиво...

— Тогда отдохни. На этом направлении все занято!

Разговорились. Парень, представившийся Артемом, пояснил, что на каждом отрезке пути, например от Москвы до Опалихи, продают один и тот же ассортимент товаров. Одни торговцы предлагают печатную продукцию — сканворды, книги, газеты, другие — бытовые мелочи: ножи для чистки рыбы, пятновыводители, чудо-тряпочки для мытья посуды. Третьи — еду и напитки. В отдельно взятой электричке прямых конкурентов нет!

— Нет, ну какая мафия, о чем ты! — улыбается Артем. — Просто все между собой договорились, чтобы покупателей друг у друга не отбивать.

— А если я со своим товаром приду?

— Ну, несколько часов, наверное, продержишься. А потом тебя ссадят. Подойдут вдвоем-втроем и выкинут на платформу. — Артем на миг становится серьезным.

— Кто подойдет?

— Да мы, торговцы, и подойдем. Вот я сам подойду, понятно?

И я понимаю — подойдет!

ТОВАР СОМНИТЕЛЬНОГО КАЧЕСТВА

Откуда торговцы берут товар? Как выяснилось, закупают его в основном на небольших оптовых рынках, раскиданных по всей Москве. Приезжаю на самый большой из них — «Садовод», что на 14-м километре МКАД. Первое ощущение — попал в Бухару.

Цыганки, кавказцы, азиаты.

Бойко идет торговля подержанными мобильниками.

В киосках продают хозяйственные мелочи, причем очень дешево. Пятновыводитель, например, стоит всего 35 рублей (в электричках уходит за 100). Десять пар перчаток для ремонта стоят в среднем 100 рублей (в электричках — 150–200). Игральные карты — до 25 рублей (против 50 в электричках). Знакомлюсь с бойкой женщиной лет 30, набивающей хозяйственными мелочами большую тележку на колесиках. Людмила Колышева, живет на станции Трудовая в Мытищинском районе. Профессия — «коробейник».

— Раньше все больше в метро торговала. Ну, знаешь, поезд на поверхности идет где-нибудь на Филевской линии или Арбатско-Покровской, — рассказывает Людмила. — Но в метро штрафовать начали. Теперь вот по электричкам, здесь проще.

Торговец пояснила, что нередко покупает товар в магазинах «все по 39 рублей». Товар у нее преимущественно сезонный: — Летом очень хорошо идут фумигаторы, пластинки от комаров, магнитные шторки для дачи — чтоб комаров в дом не пускать. Осенью зонтики дешевые хорошо расходятся и дождевики цветные из целлофана, — продолжает Людмила. — Если с товаром угадаешь, можно очень хорошо заработать.

Обычно я в два раза от оптовой цены накидываю.

По словам Людмилы, никаких сертификатов качества ни на один товар у нее нет.

Да покупатели их и не спрашивают. Это значит, что, приобретая товар в электричке, мы покупаем кота в мешке. Разумеется, никаких чеков к «коту» не прилагается. Не клеится магнитная шторка? Что ж — вам просто не повезло. Остается надеяться, что встретите продавца в другой раз и потребуете заменить товар.

ГЛАВНОЕ, ЧТОБЫ КУПИЛ ОДИН ЧЕЛОВЕК

Сажусь на электричку Тверского направления. На станции Сходня заходит пенсионного возраста торговец.

Продает линзы для чтения.

Такие, знаете, пластины: прикладываешь и текст в книге кажется больше.

Удобно. Торговец — Иван Федорович Головлев — пояснил, что живет в Химках.

— С каждой линзы я зарабатываю 50 рублей, — рассказывает мужчина (себя он представил как работающий пенсионер). — Немного, конечно, но в нашем деле все от количества идет, от оборота.

Главное, чтобы в вагоне купил хотя бы один человек.

А люди, они ж смотрят друг на друга. Чего это он купил? Надо и мне взять! И пошла торговля… По словам Ивана Федоровича, раньше он торговал минералкой. Но «устал с сумками надрываться». А линзы почти ничего не весят. Покупают чаще всего не москвичи, а жители Подмосковья, кто каждый день на работу и с работы ездит.

— Москвичей сразу видно.

Уткнутся в книгу или компьютер свой, ни на кого не смотрят даже. Ничем их не проймешь, — сетует торговец. — А наши, подмосковные, они любопытные.

И улыбнутся, и поговорят с тобой. Многие меня уже знают, здороваются!

РАЗВЛЕКУХА С ДОСТАВКОЙ

И все-таки торговля в электричках лично мне не нравится. Продавцы создают шум, не дают почитать книгу и уж тем более подремать.

Качество их товара — под сомнением. Почему же торговля процветает? — Продавцы всякой всячины спасают пассажиров от скуки, — уверен директор Института социальной политики Высшей школы экономики Сергей Смирнов. — Ехать полтора-два часа и смотреть в окно тоскливо.

А тут тебе покажут какой-то чудо-фонарик за 150 рублей.

Сейчас он ни к чему. Но вдруг завтра понадобится? И вы покупаете фонарик. Кстати, торговцы нередко предлагают эксклюзив: товар, который в обычном магазине не встретишь.

Агван Микаэлян, гендиректор компании «Финэкспертиза», добавляет: — В электричках, как правило, ездят люди с низким уровнем достатка. Как показывают маркетинговые исследования, именно они больше других склонны к импульсивным покупкам.

Ведь 99 процентов приобретений, совершаемых в электричках, — спонтанные.

Увидел — понравилось — приобрел. О качестве, к сожалению, никто не задумывается. Конечно, эту сферу нужно регулировать.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Нелегалов оштрафуют

Илья Черняев, пресс-секретарь центральной пассажирской пригородной компании:

— Торговлю в электричках нужно упорядочить. К нам каждый месяц поступает 15–20 жалоб: пассажиры просят принять меры к продавцам, которые мешают им ехать. В тамбурах, например, из-за торговцев образуется сутолока. Плюс продавцы часто предлагают некачественный товар. Кому это понравится? В связи с этим мы обратились в правительства Москвы и Московской области с предложением внести изменения в местные Кодексы административных правонарушений и ввести штрафы за несанкционированную торговлю для должностных лиц — 50 тысяч рублей и юридических лиц — 500 тысяч рублей. Мы также хотим, чтобы в законодательстве было прописано, кто именно и на каких основаниях может торговать.

СПРАВКА

Сейчас разрешение на торговлю в электропоездах имеют несколько компаний. Продавцы продают воду, сэндвичи, булочки и другие нужные в дороге продукты. Продукты всегда запаяны в целлофан.

У знать легальных продавцов просто: они в форме (цвет — разный, в зависимости от компании), у них есть бейджики на одежде с надписью «РЖД». Кстати, у всех продавцов имеются санитарные книжки, все компании платят налоги. Если же вы встретили нелегальных продавцов, то можете пожаловаться по электронному адресу info@central-ppk.ru. Здесь же вы можете оставить свои предложения по организации в электричках легальной торговли для пользы пассажиров.

Вернуться на главную
Новости партнеров


Комментарии (0)

Гость
0/1024
  • :)
  • :(
  • :o
  • :D
  • :P
  • O:-)
  • >:o
  • :-|
  • %)
  • :'(
  • ]:->
  • :-*
  • :-X
  • 8-)
  • 0.0
  • :thinking:
  • :td:
  • :tu:
  • :-!
  • :-[
  • ;-)
  • :red:
  • :flower:
  • :music:
  • :be-quite:
  • :dead:
  • :party:
  • :gift:

  • 1
  • ...