Кино »
18:53 6 июля 2014

Леонид Павлючик: «Всю жизнь Нонна Мордюкова вела диалог с Вячеславом Тихоновым»

6 июля 2008 года ушла из жизни народная артистка СССР Нонна Мордюкова. За эти годы никто не смог заменить Нонну Викторовну – настолько ярким, неповторимым был ее талант в российском кинематографе. Близкий друг Нонны Викторовны, кинокритик Леонид Павлючик рассказывает «Москвичке» о том, каким человеком, личностью, женщиной была Нонна Мордюкова

- Леонид Васильевич, в чем уникальность актерского таланта Нонны Мордюковой? Почему таких мощных актрис в нашем кино больше нет?

- Нонна Викторовна была человеком фантастического таланта, настолько мощным, что другого слова как глыба в отношении ее дара мне трудно подобрать. В моем представлении она походила на огромный природный кусок гранита, добытый из недр самой матушки-земли. Она была человеком абсолютно русской природы и породы, самородком. Мало кто знает, что Нонна Викторовна обладала многими талантами: в частности, литературным. Она писала самобытные очерки, рассказы. Причем писала всю жизнь, правда, мало кому показывала результаты своего труда. Мордюкова преклонялась перед людьми, которые владели словом, в частности, перед Василием Шукшиным. Но и сама владела индивидуальным пером и стилем. Что касается актерского ремесла, то во все роли она привносила свои личные наблюдения, являясь соавтором ролей. Так, она дописывала фразы для своих героев, вставляла характерные словечки в реплики…

- Говорят, что у Нонны Викторовны был трудный характер?

- Да, она была человеком резким, решительным в своих суждениях, и могла «припечатать словом». Не любила журналистов, и в горячке могла сказать нашей братии: «Отстаньте от меня, собаки!». Я видел в ее доме телефонный аппарат, разбитый и склеенный скотчами, который актриса неоднократно швыряла после звонков надоедливых журналистов. Причины ее несдержанного характера, на мой взгляд, отчасти таились в ее происхождении, в трудной юности, когда она много помогала своей маме – председателю колхоза, и на ней висели все братишки и сестренки. Нонна Викторовна рассказывала мне о том, как она таскала воду с шести лет из колодца и делала другую домашнюю работу. Вся жизнь актрисы была трудовая, она сама себя обеспечивала. Нонна Викторовна, не без юмора, нередко говорила: «Богатый муж мне не подсыпался». Причем она помогала и всей своей многочисленной родне. Актриса ездила много с концертами и творческими вечерами по городам и поселкам, чтобы заработать деньги для родственников. Правда, в этой тяжелой жизни были и свои плюсы, главный из которых – для зрителей она была своей, близкой до боли, а не звездой, не знаменитостью. Мордюкова была частью народа, и чувствовала народ как никто другой. Ее платья не рвали на лоскуты – на память, но когда ее встречали в магазине, на улице, каждый человек мог к ней запросто подойти, и с каждым она разговаривала как с равным. Мордюкова в своих ролях лучше всех актрис передала русскую суть, русский характер, потому что ни разу не изменила своей природе.

- Наверняка, Нонна Викторовна рассказывала вам о своих взаимоотношениях со своим единственным мужем – Вячеславом Тихоновым?

- История ее взаимоотношений с Тихоновым была очень драматичная, и по ходу нашей с Нонной Викторовной дружбы эти взаимоотношения прорисовывались по-разному. В начале нашей дружбы, с 1987 года, она рассказывала мне о том, что их студенческая любовь с Тихоновым была преждевременной, несозревшей… «Мы рано забрели с ним в ту рощу, куда нам ходить не следовало», - говорила актриса. По словам Нонны Викторовны, она не была влюблена в Тихонова, но поскольку он нравился всем девушкам и был редким красавцем, то из «женского гонора» решила его отвоевать. А когда ей удалось, что называется, «влюбить» в себя Тихонова, то быстро поняла, что они – разные люди. Но к тому времени родился сын – единственный сын Нонны Мордюковой, и они стали жить вместе. 13 лет брака Нонны Мордюковой и Вячеслава Тихонова не были счастливыми, они, что называется, промучились друг с другом. Мало того, что между супругами большой любви и гармонии не было, но еще и плохие бытовые условия – жили в проходной комнате, бедно – не способствовали их союзу. Нонна неоднократно хотела развестись, но ее мама убеждала не делать этого: «Нонночка, не бросай Славу, он – не пьет, по бабам не ходит, тебя не обижает, а если бросишь, то всю жизнь проживешь одна – такого больше не найдешь». Мордюкова и Тихонов развелись почти на следующий день после смерти ее мамы. Замечу, что мама оказалась права в своих предположениях – после развода Нонна Викторовна, по большому счету, «прокуковала» всю жизнь одна. У нее был непродолжительный гражданский брак, некие влюбленности, но мужское плечо она так и не нашла. Под конец жизни Нонна Викторовна попросила прощения у Вячеслава Васильева Тихонова, в частности, это произошло в нашем с ней последнем интервью, где она заявила о том, что сама виновата в их разводе. Более того, она признала тот факт, что поломала и свою, и его жизнь.

Фото: kino-teatr.ru

Михаил Ульянов в роли Андрея Данилова и Нонна Мордюкова в роли Саши Потаповой в фильме режиссера Юрия Егорова "Простая история"

- Вячеслав Тихонов простил Нонну Мордюкову? Не секрет, что и второй брак Вячеслава Васильевича трудно назвать счастливым?

- Тихонов не распространялся на тему взаимоотношений с Нонной Мордюковой, что и понятно – он был женат, у него была дочь. К тому же отвечать на все обвинения Нонны Викторовны ему было сложно. Ведь она обвинила его в том, что он виноват в смерти их сына. По версии Нонны Мордюковой, их сын Владимир подсел на наркотики, когда плавал на теплоходе вместе со своим отцом, и отец не углядел за ним. Не думаю, что в этом виноват Вячеслав Тихонов, но обвинения такие имели место быть. Всю жизнь Нонна Мордюкова вела диалог, после развода, «заочный», с Вячеславом Тихоновым. Могу сказать одно – Тихонов занимал огромное место в душе, в памяти, в мыслях Нонны Мордюковой. Однозначно – ни один мужчина не прошел так сильно через ее жизнь, как Вячеслав Тихонов. Ни об одном мужчине она так много не думала, не говорила, как о Вячеславе Васильевиче. Мне кажется, что под конец жизни Нонна Викторовна жалела, что рассталась с Вячеславом Васильевичем и сказала в его адрес немало несправедливых слов. Поскольку Тихонов был настоящим джентльменом, то о своих любовных победах или поражениях молчал.

- Инна Макарова рассказывала мне в интервью, что когда Тихонов был женат вторым браком, то она часто видела его с авоськами, в магазинах, и что весь дом держался на нем. Инна Владимировна подчеркивала, что Тихонов был очень терпеливым человеком.

- Он был терпеливым, и в этом тоже была большая разница с характером Мордюковой. Нонна Викторовна была яркая, шумная, размашистая, цветастая кубанская женщина. А Тихонов, по словам Мордюковой, «был тихий павлово-посадский мальчик». Их сущности не совмещались. Тихонов любил читать, смотреть футбол, был домоседом. А Нонна Викторовна обожала петь, танцевать. Нонна Викторовна мне жаловалась, что когда они шли в гости или в компанию, то Тихонов просил ее: «Нонна, ты, пожалуйста, не пой там свои частушки». Причем все ее песни – и народные, и современные эстрадные -- он называл «частушками». Как мне кажется, Тихонов стеснялся яркости, необузданности, народности своей жены. Возможно, Нонне Викторовне не хватало воспитания, городской культуры, тогда как он был человеком интеллигентным, деликатным и во всех отношениях достойным. Интеллигентность Тихонова казалось Мордюковой скучностью. На самом деле, это были две диаметрально противоположные стихии, две разные планеты, два разных мира.

Фото: ИТАР-ТАСС

Вячеслав Тихонов

- Приглашала ли вас Нонна Мордюкова на свои дни рождения?

- Нонна Викторовна пригласила меня на свое 75-летие. Кстати, до этого мы были в размолвке, мало общались, а когда я позвонил ей, чтобы поздравить, то неожиданно для себя услышал: «Леня, что-то мы с тобой в последнее время скурвились, давай, бери такси и приезжай ко мне». Я приехал к ней на юбилей, оказавшись в немногочисленной компании. Были: художник Павел Каплевич, сестра Нонны Викторовны Наташа, Рената Литвинова. Помню, что Рената подарила Нонне Викторовне большой телевизор, которому она очень обрадовалась. Как ребенок Нонна Викторовна радовалась подаркам. Но ни у кого ничего не просила. Помню, я пришел к ней однажды домой, а она была в валенках и говорит мне: «Леня, ты же журналист, так напиши, что народная артистка СССР мерзнет и ходит дома в валенках».

Фото: ИТАР-ТАСС

Нонна Мордюкова и режиссер Леонид Гайдай

- В последние годы Нонна Викторовна жила трудно. Кто ей помогал?

- Много помогал Никита Михалков. Говорят, что Анатолий Чубайс оплачивал ей патронажную сестру. Рената Литвинова опекала. Но я знаю, что и простые люди, зрители не забывали Нонну Викторовну. Когда актриса попала в больницу, то зрители буквально завалили ее цветами, продуктами, - готовили ей вареники, борщи. Но меня она в больницу не пускала – до конца Нонна Викторовна оставалась женщиной, и не хотела, чтобы ее видели не в лучшей форме. Не могу не сказать о том, что Мордюкова в преклонные годы отказывалась от очень многих ролей, объясняя это тем, что «кино замешано на любви, а когда от бороды партнера пылью пахнет, а женщины ковыляют с палочкой, то это уже не любовь и это уже не кино».

- В одном из интервью Нонна Мордюкова призналась в своем чувстве к актеру Владимиру Машкову, с которым снималась в фильме Дениса Евстигнеева «Мама». Актриса уточняла, что «их разделяют годы, и она все понимает, но если бы не границы, то сердце отдала бы Машкову». На ваш взгляд, могла ли Мордюкова влюбиться в Машкова?

- Мордюкова была очень влюбчивая, и на разницу в возрасте внимания не обращала. Умом, конечно, понимала, но у нее была такой темперамент, что вряд ли для него существовали барьеры. Она влюблялась в Михалкова, в Шукшина, в своих партнеров. Мне она говорила о том, что «за ней постоянно ухаживают малолетки, и она устала от них отбиваться». Думаю, что в Машкова, в его харизму, мужскую красоту Мордюкова могла влюбиться запросто. Возможно, не все влюбленности Мордюковой имели продолжение… Так, Нонна Викторовна рассказывала мне о том, что «она спиной почувствовала вошедшего Михаила Ульянова, и, не видя его, мгновенно влюбилась». Даже голоса его не слышала, а мужскую харизму учуяла. У нее была потребность в любви. Причем не всегда она влюблялась в таких «мачо», как Ульянов, Машков. Она рассказывала мне о том, что на одном банкете она стояла с огрызком яблока, не зная, куда его деть. Неожиданно к ней подошел молодой человек, протянул руку за огрызком, и она в него влюбилась. Диапазон ее влюбленности был от крутых мужиков до интеллигентов, от которых пахло, как она сама выражалась, «хорошим мылом». Мордюкова влюблялась в талант, в харизму, в красоту, в породу…Нонна Викторовна была очень отзывчивым на любовь человеком. По моим наблюдениям, воспламенялась моментально. Точнее, если чувство возникало, то мгновенно.

- И в Никиту Михалкова была влюблена?

- Да, была. Возможно, это из области фантазий, томлений сердца, но влюблена в Никиту Сергеевича Мордюкова была сильно.

- Нонна Викторовна очень дружила с Риммой Марковой?

- 40 лет они дружили. По темпераменту, фактуре обе актрисы очень похожи. Как говорит с юмором Римма Васильевна, «мы с Нонной - из одного конского завода». Обе крупные. Большие, мосластые. Но их дружба оказалась небезоблачной. На съемках социальной рекламы Дениса Евстигнеева, где они изображали путевых обходчиц, между актрисами-подругами пробежала «черная кошка», и последние годы они практически не общались. Нонна Викторовна была гордая, и никогда не делала первый шаг к перемирию. Мордюкова и Маркова – две шекспировские фигуры. В последние пять лет Нонна Викторовна много общалась со Светланой Светличной, с Натальей Гвоздиковой и с Ренатой Литвиновой.

- С первой женой своего сына Владимира, с матерью ее внука, актрисой Натальей Варлей Нонна Викторовна не поддерживала отношения?

- Кажется, отношения у них не сложились. Нонна Викторовна очень болезненно переживала смерть своего сына, и я боялся ее травмировать, спрашивая о Владимире и его семье.

Кадр из фильма "Трясина"

Актриса и режиссер Наталья Бондарчук:

- Мой папа Сергей Федорович Бондарчук и Нонна Мордюкова учились в одной школе в Ейске. Их родители очень дружили друг с другом. Мама Нонны Викторовны руководила колхозом, а папа Сергея Федоровича тоже был председателем совхоза. Когда Нонна бедокурила в школе, учителя ей говорили: «Не веди себя как Бондарчук, а то будешь такой же хулиганкой как он» - мой папа был горазд на выдумки. Именно он в Ейске впервые организовал школьный театр.

Папа снимался с Нонной в фильме Сергея Герасимова «Молодая гвардия». Я запомнила Нонну Викторовну как очень характерного человека – во всем. Она была гениальной актрисой – по-настоящему народной. С первой роли она стала той великой Мордюковой, какой мы все ее знаем. Нонна Викторовна обладала редкой по красоте и выразительности фактурой, сочным голосом, мощным темпераментом. В Ейске установлен замечательный памятник Нонны Мордюковой. В Ейске есть памятник и моему отцу. Они находятся рядом. Оба – юные и красивые.

 Народная артистка России Римма Маркова: «Если бы вы знали, сколько страданий выпало на долю Мордюковой»

- В последние годы Нонна Мордюкова очень часто отказывалась от ролей, потому что неважно себя чувствовала. Однажды Нонна спросила у меня: «Почему ты такая здоровая, а я болею и болею?» - «Зато ты – Мордюкова!», - все, что я могла на это ответить.

Так мы с ней подшучивали друг над другом. Забавно было, когда нам с Нонной предлагали играть одни и те же роли. Точнее, когда она отказывалась сниматься, то обращались ко мне, причем, даже не зная, что мы с ней близкие подруги. Я долго не могла понять – что между нами общего, ведь мы такие разные! Например, что хорошо получается у меня, не получалось, как мне казалось, у Нонны, и наоборот. Правда, Нонна нашла объяснение этому парадоксу – почему нам предлагают одни роли? «Мы с тобой, Римма, с одного конного завода» - неожиданно заявила мне подруга. Нонна часто у меня спрашивала – почему я не пишу книгу, ведь у меня такая богатая жизнь! Но я не умею писать, хотя и пробовала, садилась за стол, надевала очки, и все бесполезно, а вот рассказывать, пожалуйста. Тогда как Нонна – гениальный литератор. Мордюкова написала замечательную книгу «Не плачь, казачка», которая отличается от воспоминаний других актрис незаурядными литературными достоинствами. Мордюкова – великая актриса. Свои наблюдения за людьми Нонна использовала в своих ролях. Если бы вы знали, сколько страданий выпало на долю Мордюковой, то поняли бы – почему она стала великой актрисой русского народа. Без страданий нет искусства.

 

Вернуться на главную
Новости партнеров


Комментарии (8)

Гость
0/1024
  • :)
  • :(
  • :o
  • :D
  • :P
  • O:-)
  • >:o
  • :-|
  • %)
  • :'(
  • ]:->
  • :-*
  • :-X
  • 8-)
  • 0.0
  • :thinking:
  • :td:
  • :tu:
  • :-!
  • :-[
  • ;-)
  • :red:
  • :flower:
  • :music:
  • :be-quite:
  • :dead:
  • :party:
  • :gift:
Гость
11:18 Понедельник, 7 июля 2014
0
2
Ответить
Гость Весьма ёмкое и справедливое воспоминание о незаурядной и страдальческой личности Н.Мордюковой.
Гость
13:32 Понедельник, 7 июля 2014
0
0
Ответить
Гость так чье же все таки высказывание про конный(конский)завод.
Гость
13:55 Понедельник, 7 июля 2014
0
0
Ответить
Гость великолепная актриса была
Гость
19:03 Понедельник, 7 июля 2014
0
0
Ответить
Гость А всё таки,надо прислушиваться к своим родителям,даже если,тебе 100 лет
Гость
19:24 Понедельник, 7 июля 2014
1
2
Ответить
Гость ох сомнения у меня вызывает гениальность этой актрисы, вся подоплека брака с Тихоновым умалчивается, дама пользовалась магией до одури за что и заплатила, а точней загубила три жизни, и это есть цена гениальности,ну уж очень сомнительно
Гость
8:58 Вторник, 8 июля 2014
0
0
Ответить
Гость Да ладно!
Гость
12:36 Вторник, 8 июля 2014
0
0
Ответить
Гость Спасибо за заметку.Узнала много нового.
Leonid Pavlyuchik
12:50 Четверг, 10 июля 2014
0
0
Ответить
Leonid Pavlyuchik Актриса была гениальная. Сейчас таких нет. Точка.