Звезды »
10:35 2 июля 2014

Свет и тень Ларисы Шепитько

Лариса Шепитько. 1967 год

Лариса Шепитько. 1967 год

Всего: 2

Фото: ИТАР-ТАСС

Лариса Шепитько. 1967 год
Лариса Шепитько

Лариса Шепитько

Всего: 2

Фото: www.kino-teatr.ru

Лариса Шепитько

Отрывки из неопубликованного ранее интервью

2 июля 1979 года в возрасте 41 года погибла выдающийся режиссер Лариса Шепитько. Автокатастрофа на рассвете, во время выбора натуры для фильма «Прощание» (по повести Валентина Распутина), прервала земной путь невероятно красивой, талантливой, грандиозной женщины. Ее муж – режиссер Элем Климов больше не женился. Сын Антон, оставшийся без матери в шесть лет, воспитывался отцом, сестрой мамы – Эммой и дядей Германом Климовым.

После смерти отца – в 2003 году, Антон переехал с Фрунзеской набережной в новую современную квартиру. Женился. Писал книгу. Работал журналистом (окончил журфак МГУ). Вспоминая нашу встречу с Антоном в его новом доме, хочу отметить главное, над чем я все время думала, и что не могла забыть.

Замок или «родина электричества»?
В новой квартире сына Ларисы Шепитько – около окна, над диваном висит портрет его матери в образе аристократки. Этот портрет заказал Элем Климов после того, как Лариса погибла. Портрет – копия картины, которая находится в одном из замков Чехословакии, где была Лариса незадолго до своей смерти вместе с мужем. Когда Антон сказал мне, что «бросил деятельность пиар-директора известных музыкантов – Шуфутинского, Линды и других ради того, чтобы писать книгу», я почему-то подумала о том, что Антон хочет написать мистический роман, в котором будет фигурировать Замок.

Правда, эту историю рассказывал в своих интервью сам Элем Климов. Супруги в качестве туристов (после победы картины «Восхождение» на Берлинском кинофестивале Лариса много времени проводила в Европе), зашли в один замок (не самый известный), и Лариса заявила мужу, что она уже здесь была, точнее, жила, а дальше, сталкиваясь с новым убранством замка, говорила, что раньше здесь было не так. Например, она сказала, что за столом играли в покер, и назвала цвет сукна, прикрытый скатертью. Когда, по ее просьбе, скатерть убрали – все убедились в правоте слов Ларисы. В следующей комнате они увидели портрет бывшей хозяйки – герцогини, с прекрасным лицом Ларисы Шепитько.

Фото: i2.guns.ru

Режиссёры Элем Климов и Лариса Шепитько

После этого происшествия Лариса изменилась. Ее стали посещать мысли о скорой смерти. С подругой Лариса Шепитько ездила к Ванге. Болгарская предсказательница сказала ей, что дни ее сочтены (и об этом «Москвичке» тоже рассказывал ее сын). Лариса выбежала от Ванги как ошпаренная кипятком. Вангу посещала и актриса Алла Демидова, которая сыграла главную женскую роль – Катю в фильме Шепитько «Ты и я». К счастью, Алле Сергеевне Ванга ничего плохого не предсказала (кроме пожелания, чтобы она перестала носить высокие каблуки, иначе будут болеть ноги). Алла Демидова в цикле телевизионных передач «Театральное зазеркалье» сказала о Ларисе Шепитько: «Она обладала жаждой прорваться в неизведанное».

Сын Антон на вопрос: «Были ли ваша мама мистиком, верила ли она в предсказания?», ответил:

- Не знаю. Мама все время была в разъездах, и я ее не очень хорошо знал. В ее фильмах особой мистики не заметил… А то, что отец был мистиком – однозначно. Думаю, что именно папа передал маме некий мистицизм, - объяснил Антон Климов.

Фото: kinopoisk.ru

Кадр из фильма "Прощание" (1981)

Элем Климов в течение многих лет мечтал экранизировать роман Булгакова «Мастер и Маргарита». Голливуд готов был реализовать его замысел, на определенных условиях.

Режиссер Кира Муратова, знавшая Ларису Шепитько очень хорошо в молодости, со ВГИКа, на мой конкретный вопрос: «Была ли Лариса Шепитько мистиком?», ответила: «Когда мы с ней общались, никакой мистики я за ней замечала. Напротив, она была очень реалистичным, трезвомыслящим человеком, который ни в какую чушь не верил».

Сын Ларисы Шепитько сказал мне тогда, что его «мама дома была доброй, любящей, просто мамой, а на работе, как о ней говорят, - «железной» и непреклонной».

Добавив при этом, что помнит ее по ощущениям, голос помнит, глаза, улыбку, походку, песню, которую она ему пела и английские слова, которые она повторяла, а он запоминал.

В рассказе Андрея Платонова «Родина электричества» (1921 год), который Лариса экранизировала для альманаха «Начало неведомого века» (1967 год) есть описание девы Марии, на которую похожа Лариса Шепитько:

«Бледное, слабое небо окружало голову Марии на иконе; одна видимая рука ее была жилиста и громадна и не отвечала смуглой красоте ее лица, тонкому носу и большим нерабочим глазам - потому что такие глаза слишком быстро устают. Выражение этих глаз заинтересовало меня, - они смотрели без смысла, без веры, сила скорби была налита в них так густо, что весь взор потемнел до непроницаемости, до омертвения и беспощадности: никакой нежности, глубокой надежды или чувства утраты нельзя было разглядеть в глазах нарисованной богоматери».

Фото: wikipedia.org

Плакат киноальманаха "Начало неведомого века" (1967)

За «Восхождением» - «Прощание».

Однажды Лариса Шепитько заменяла Элема Климова на съемках фильма «Агония». Актер Алексей Васильевич Петренко, вспоминая свою работу в этой картине, сказал в интервью «Москвичке»: «Несколько сцен в «Агонии» снимала Лариса, и я ее очень боялся. От нее исходила невероятная сила, нечеловеческая сила, а поскольку я играл провидца Распутина, и должен был быть самым мощным по энергетике, то с Ларисой я потерял всю свою мощь. По энергетике она была сильнее всей съемочной группы».

Владимир Гостюхин, сыгравший главную роль в фильме Ларисы Шепитько «Восхождение», до сих пор не может говорить о ней без печали:

- Лариса была самым главным режиссером в моей жизни. Если бы мне сказали: «Назови из всех режиссеров, с которыми ты работал, самого большого, настоящего, не задумываясь, я бы назвал Ларису. Меня и Бориса Плотникова, неизвестных начинающих актеров, она довела до полнейшего погружения в наши образы. Для нее очень важна была вера в тех актеров, с которыми она работала, и, разумеется, вера в материал. Лариса очень хотела, чтобы я снялся в следующей ее картине «Прощание с Матерой», но я отказался. Та роль показалась мне похожей на ту, что я сыграл в «Восхождении». В то раннее утро, когда Лариса погибла (в 4 утра 2 июня 1979 года), мне приснился сон, в котором я и Лариса идем по дремучему лесу, разговариваем, а вокруг какие-то нечисти».

Остров. Деревня. Имя.
«Главное беречь женщин, а мужчины - сами себя уберегут», - говорит Баба Яга (Зиновий Гердт) в фильме Ларисы Шепитько «В тринадцатом часу ночи». Пародию на новогодние огоньки, советскую эстраду и ТВ Лариса Шепитько сняла в 1969 году. Картина на экран не вышла, хотя ничего крамольного в ней нет. Только неприкрытый сарказм на «картинку», которую ежесекундно «поглощают» миллиарды зрителей по «ящику» (между прочим, ТВ так и называют герои этого фильма «ящиком»). «Нехорошая компания» из Бабы-Яги, Лешего, Домового, Водянова, Русалки ждет не только Нового года, но и прибытия в гости (в избушку на курьих ножках) заграничного гостя. Гость оказывается гномиком – ребенком, правда, с дипломатом. Гномик просит всю эту пеструю компанию погадать: «Кто будет следующим выступать по ящику?»:

- Мужчина.

- Женщина.

- Нет, мужчина

- Хиль в длинном пиджаке.

- Пьеха в мини-юбке.

 

Картина новогодней не получилась, а сама Лариса Шепитько объяснила это «личным кризисом 30-летнего возраста». Почти все актеры, которые работали с ней, говорили о ее «трагическом восприятии мира», о том, что даже в самом комическом она видела трагизм.

Режиссер очень хотела работать, но ей не давали. После успешного фильма о летчице Петрухиной «Крылья» до следующей работы «Ты и я» пройдет пять лет. За всю жизнь Лариса сняла всего три полноценных фильма «Крылья», «Ты и я», «Восхождение», каждый из которых попадал под жесткую цензуру и неприятие чиновников. Не утверждали актеров, которые хотела Шепитько – Владимира Высоцкого, Беллу Ахмадулину и многих других.

В последнем фильме Ларисы Шепитько «Прощание» (закончил снимать картину Элем Климов) в качестве эпиграфа первое предложение повести Распутина «Прощание с Матерой»: «И опять наступила весна, своя в своем нескончаемом ряду, но последняя».

Фильм начинается с мистической сцены – когда в тумане высаживаются на остров некие люди в целлофановых плащах. Как зомби. Эти люди сотрут с лица земли эту деревню, дома, а начнут с кладбища, где похоронены предки жителей деревни. Все это для строительства электростанции. Герой Алексея Петренко Воронцов убеждает жителей деревни все бросить и, без сожаления, переехать в другой поселок:

- Вот мы стоим здесь на земле, которая казалась нам вечной. Но скоро не будет здесь земли. Правда состоит в том, что надо переезжать – устраивать надо свою жизнь там, и не терзать себя памятью о той жизни, которая была здесь.

До этих слов для переселенцев с детьми-школьниками звучит команда: «31 августа подготовить детей. Не опаздывать». 

Лариса Шепитько не успела подготовить своего единственного сына к первому классу. Отец не решился сказать Антону о смерти мамы. Сын каждый день ждал ее возвращения. Потом ему сказали чужие люди – что мама погибла во время работы над фильмом «Прощание».  Фильм «Прощание» начинается с трех фамилий в белой рамке на черном фоне – Ларисы Шепитько, Владимира Чухнова, Юрия Фоменко.

Вернуться на главную
Новости партнеров


Комментарии (0)

Гость
0/1024
  • :)
  • :(
  • :o
  • :D
  • :P
  • O:-)
  • >:o
  • :-|
  • %)
  • :'(
  • ]:->
  • :-*
  • :-X
  • 8-)
  • 0.0
  • :thinking:
  • :td:
  • :tu:
  • :-!
  • :-[
  • ;-)
  • :red:
  • :flower:
  • :music:
  • :be-quite:
  • :dead:
  • :party:
  • :gift:

  • 1
  • ...