Культура »
14:15 24 мая 2014

Петр Тодоровский: «Никто бы не поверил Владимиру Машкову в роли парня из глухой деревни»

24 мая 2014 года - год без Петра Тодоровского

«В белом сне» в месяц май
На прощание с режиссером, сценаристом, актером, композитором в Дом кино пришли многие поколения кинематографистов и зрителей. Была вся театральная элита – художественный руководитель Московского Художественного театра Олег Табаков, худрук театра Сатиры Александр Ширвиндт, худрук театра «Эрмитаж» Михаил Левитин и многие другие. Проститься пришел лауреат премии «Оскар» Владимир Меньшов. Режиссер Вадим Абдрашитов не мог сдержать слез. Рок-музыкант Гарик Сукачев плакал.

Не было человека, который бы вспомнил что-то негативное о Петре Тодоровском. Сценарист и режиссер Александр Миндадзе назвал Петра Тодоровского «самым прекрасным из тех, кого он знал, самым светлым, самым добрым и чистым».

Казалось, в жизни Петра Ефимовича все обстояло прекрасно – замечательная семья – жена-красавица и его же продюсер Мира Григорьевна, талантливый сын – режиссер и продюсер Валерий Тодоровский, внуки. Но в глазах режиссера нередко таилась печаль, может, светлая, но печаль.

На семиструнной гитаре он исполнял очень грустную инструментальную музыку. Выходил на сцену с гитарой, садился на стул, играл так проникновенно, что у зрителей пробегали мурашки (неоднократно слушала выступления гитариста Тодоровского) и не произносил ни слова. Особенно грустным было выступление режиссера на вечере в честь юбилея фильма Марлена Хуциева «Весна на заречной улице» (Петр Ефимович был оператором картины).

В течение многих лет Петр Тодоровский приезжал в Выборг, на свой любимый кинофестиваль «Окно в Европу», где часами смотрел в большое окно гостиницы «Дружба» на пруд с кувшинками, большую русскую ладью, напоминающую корабль сказочного героя Садко и с радостью общался со всеми, кто к нему подходил.

Режиссер принадлежал к типу безотказных людей. К нему подходили местные рыбаки, и он беседовал с ними до тех пор, пока за ним не выходила из гостиницы Мира Григорьевна. Беседовал с женами моряков или моряками в отставке (они очень любили фестиваль в Выборге и специально приезжали из разных городов). Не говоря уже о журналистах фестиваля, каждый из которых, кажется, успел взять интервью у мастера. Мы подходили к нему один за другим, садились и беседовали. Петр Ефимович был чудесным собеседником, который разговаривал, а не просто давал интервью, отвечая на поставленные вопросы. Его интересовал человек, который оказывался в поле его зрения, и этот был не просто интерес художника или интерес исследователя, даже не интерес наблюдателя, а интерес такого же равного тебе человека.

Первооткрыватель ночных тайн
Петр Ефимович рассказывал мне в 2012 году в Выборге, как он изучал мир героинь повести Владимира Кунина «Интердевочка», по которому снял знаменитый фильм. Этот вопрос я задала не из праздного любопытства, а потому, что сама лично слышала высказывания Владимира Кунина в книжном магазине «Молодая гвардия», куда он приезжал на презентацию книги из Германии, о том, что «он недоволен ни одной экранизацией, кроме «Хроники пикирующего бомбардировщика».

Петр Ефимович объяснил мне, что все переговоры с Куниным вела его жена – Мира Григорьевна, она была продюсером фильма «Интердевочка», а он только снимал и глубоко изучал материал:

- В некотором смысле считаю себя первооткрывателем. До меня никто не снимал кино о путанах. Но поскольку я пошел по неизведанной дороге, то решил изучить тему досконально. Мои ассистенты каждый день приводили мне на «Мосфильм» (не знаю, как они с ними договаривались) «ночных бабочек», так сказать, для ознакомления. Из разговоров с путанами, а среди них были и 15-летние школьницы, и студентки престижных вузов, и даже кандидаты наук (одна женщина стала заниматься проституцией исключительно для того, чтобы заработать деньги на защиту своей диссертации, - в те времена все звания стоили денег), я пришел к выводу, что 60 процентов женщин идут на панель в расчете поправить материальное положение, а 40 процентов, как говорится, из любви к себе и «древнейшему искусству». Эти 40 процентов гордо становились недалеко от Кремля и других достопримечательностей Москвы и Ленинграда, и открыто предлагали себя иностранцам, - расказывал Петр Ефимович.

Елена Яковлева, сыгравшую главную роль в фильме «Интердевочка», рассказывала корреспонденту «Москвички» о том, что Петру Ефимовичу она полностью доверилась, и с ним ничего не боялась. Хотя по своей природе – очень стеснительный и даже робкий:

- Петр Ефимович часами рассказывал мне о судьбах проституток, их страданиях, как они продают себя, чтобы прокормить детей, что я обливалась слезами, слушая эти истории. Он хотел снять картину для того, чтобы девушки не становились на этот страшный путь, - объяснила Елена Яковлева.

«На площадке танцевальной 41-й год»
Между прочим, только благодаря продюсерскому таланту Мире Григорьевны, «Интердевочку» удалось выпустить на большой экран. Цензура в 1988 году еще действовала, и сложностей было немало. Тем не менее, фильм стал лидером проката, а заодно и сенсацией. Как ни странно, гораздо сложнее оказалось с последней картиной Петра Тодоровского «Риорита». Казалось, фильм о войне, а режиссер – фронтовик, и ему открыта «зеленая улица», но картина так и не вышла на большой экран. Петр Ефимович возил «Риориту» по фестивалям, но что такое фестиваль для режиссера, снимающего зрительское кино?

В «Риорите» не было ни одной звезды, и это было главным препятствием для прокатчиков в 2008 году. Кстати, в этом 2008 году сын режиссера Валерий Тодоровский получил «Нику» за фильм «Стиляги», в котором помимо молодых артистов играли звезды – Олег Янковский, Сергей Гармаш, Леонид Ярмольник, Оксана Акиньшина.

Незадолго до своей смерти, в 2012 году, Петр Тодоровский объяснил мне - почему он не пригласил в свою картину Владимира Машкова или, например, своего любимчика Евгения Миронова, или Олега Меньшикова, который тоже у него снимался раньше:

- Фильм «Риорита» для меня был горькой правдой о войне. Я хотел сказать, что нам удалось победить несмотря на то, что лучшие командиры сидели в лагерях, а каждый третий человек – на фронте или в тылу был сексотом. И не только тогда – сегодня такая же статистика. Если бы на роли деревенских мужиков я взял Машкова или Миронова, а можно было обоих, то зритель не только не поверил бы в эту историю, а еще хохотал бы. Не похож на деревенского парня, которого война настигла на сеновале, Володя Машков. А гримировать его, как это делали другие режиссеры, придумывать образ, пластику, речь, в данном случае было невозможно. Я не хотел в «Риорите» ничего придумывать, - объяснил Петр Тодоровский.

«А ну-ка повеселее, лейтенант»
Петр Ефимович сам снимался в кино, и еще как снимался. В шедевре Марлена Хуциева «Был месяц май» Петр Тодоровский играет этакого лейтенанта-затейника, балагура и аккордеониста. Его лейтенант, видя упавшего с мотоцикла своего однополчанина – тоже лейтенанта, кричит из окна второго этажа: «Эй, кто там? Лейтенант разбился? Сейчас бегу, слезу только». А когда видит, что к упавшему бойцу уже подбежали товарищи, с того же места продолжает давать команды: «Спрашиваю – жив лейтенант, живые ли кости? А ну-ка, повеселее, лейтенант».

Оттепель
Сын Петра Тодоровского, режиссер Валерий Тодоровский до сих пор сохраняет главную интригу своей «Оттепели»: кто же прототипы главных героев? В частности, какой персонаж больше напоминает Петра Тодоровского. На этот вопрос можно ответить однозначно – Петра Тодоровского в фильме «Оттепель» нет, потому что Петр Ефимович был ярче, талантливее, многограннее, сильнее, добрее всей киношной команды этой милой картины, и каждого из персонажей в отдельности. У Петра Тодоровского было такое чувство юмора, которого нет в ни в одном герое «Оттепели», и, возможно, даже нет у режиссера. Кто знал Петра Ефимовича, беседовал с ним, - может это подтвердить. А вот в фильмах самого можно найти черты режиссера, в частности, у героя Олега Борисова в фильме «По главной улице с оркестром». Герой Борисова – преподаватель сопромата дарил свои мелодии – другу – известному композитору – просто так. Много мелодий Петр Ефимович тоже подарил. Для него музыка, гитара была той отдушиной, за которую он не мог брать деньги. В фильме «По главной улице с оркестром» Олег Борисов исполняет песню, музыку к которой написал Петр Тодоровский.

Фото: РИА "Новости"

Актеры на съемках фильма "Любимая женщина механика Гаврилова" режиссера Петра Тодоровского, Первый ряд (слева направо): Людмила Гурченко, Евгений Евстигнеев, Светлана Пономарева. Второй ряд (слева направо): Наталья Назарова, Станислав Соколов

 ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Валерий Тодоровский: Огромное ощущение тоски от того, что я не успел показать «Оттепель» папе!

27 марта фильм «Оттепель» завоевал сразу восемь наград Профессиональной премии Ассоциации продюсеров кино и ТВ, вручавшейся за лучшие телефильмы и сериалы 2013 года. Сразу по окончании церемонии «Вечерняя Москва» поздравила режиссера Валерия Тодоровского с большим успехом его картины (читать далее).

Вернуться на главную
Новости партнеров


Комментарии (2)

Гость
0/1024
  • :)
  • :(
  • :o
  • :D
  • :P
  • O:-)
  • >:o
  • :-|
  • %)
  • :'(
  • ]:->
  • :-*
  • :-X
  • 8-)
  • 0.0
  • :thinking:
  • :td:
  • :tu:
  • :-!
  • :-[
  • ;-)
  • :red:
  • :flower:
  • :music:
  • :be-quite:
  • :dead:
  • :party:
  • :gift:
Гость
16:46 Суббота, 24 мая 2014
0
0
Ответить
Гость Ну, если только, супрамата.
Гость
18:30 Суббота, 24 мая 2014
1
0
Ответить
Гость Светлая память, прекрасный режиссер, актер, честный и порядочный человек. Надеюсь, его потомки унаследуют его все его таланты и прекрасную душу