Культура »
12:34 22 мая 2014

Юрий Безелянский: «Не люблю женщин, которые делают карьеру на чужих деньгах»

Писатель и культуролог Юрий Безелянский – автор десятка книг о знаменитых женщинах, среди которых «Все о женщинах», «Кино story». При этом он обижается, когда его называют «писателем женской тематики». В интервью «Москвичке» Юрий Безелянский рассказывает о любимых и нелюбимых героях, героинях, женщинах, мужчинах.

- Юрий Николаевич, чем вызван столь пристальный академический интерес к прекрасному полу?

- Не секрет, что в нашем мире превалирует мужской взгляд на мир, тогда как женщины по многим параметрам не только не уступают мужчинам, но и превосходят их. К тому же, так называемый, «мужской шовинизм» особенно распространен в России. Если во всем мире среди политиков высшего эшелона достаточно много женщин, то в нашей стране – мизер. Поэтому в своей книге «Все о женщинах», в которой собрано 200 историй, я показываю карьерные возможности слабого пола. Среди них – жизнь удивительной женщины-мецената Марии Клавдиевны Тенишевой, которую современники называли «Дягилев в юбке». Ее жизнь может служить примером того, как с пользой для своей страны и своего народа распорядиться собственным богатством.

- Боюсь, что случай княгини-альтруистки вызывает разве только усмешку у нашего читателя. Сейчас знаменитые женщины вкладывают деньги в производство, в доходные предприятия, открывают свои рестораны, магазины, фитнес-клубы, а не строят школы и больницы для бедных.

- В качестве героинь своих книг я не рассматриваю ни Аллу Пугачеву, ни Софию Ротару, ни Ксению Собчак. Не люблю женщин, которые делают карьеру на чужих деньгах. Поэтому не напишу ни буквы в их честь. Еще мне не симпатичны женщины вроде Лили Брик и ее сестрички Эльзы Триоле, потому что они - из той породы женщин-медуз, женщин-пауков, выжимающей все соки из мужчин. По существу, Лиля Брик Владимира Маяковского как личность уничтожила. Да и своих мужей она «доила» по полной программе. И хотя некоторым она помогала, особенно молодым талантам, как поэту Андрею Вознесенскому, но по большому счету – шла по трупам, извлекая при этом практическую выгоду исключительно для себя.

- Тогда по какому принципу вы отбирали героинь?

- Безжалостно выкидывал тех многочисленных «звездочек», которыми пестрит Голливуд и наш современный кинематограф, потому что считаю – этим милым девочкам до Элизабет Тейлор и нашей Фаины Раневской – лететь ой как далеко. Кстати, о Лиз Элизабет Тейлор я писал с большим удовольствием. Ведь она моя ровесница, а это всегда очень подкупает. К тому же она – очень талантливая и, увы, очень несчастная женщина. У нее был редкий принцип – ложиться в постель только после венца. Один из любимых ее мужей погиб – и она всю жизнь искала ему замену, но, увы. А ее последний брак – смешон и одновременно трогателен.

- Складывается впечатление, что вы отдаете предпочтение брюнеткам, тогда как, согласно легенде, джентльмены предпочитают блондинок. Кого из плеяды белокурых красавиц вы поставили бы на первое место?

- Секс-символ – это образ, созданный СМИ. На мой взгляд, более холодного и более асексуального мужчины, чем Ален Делон, нет, тогда как его возвели в ранг самых сексуальных мужчин 20 века. Секс-символов не было в Средние века, потому что тогда не было засилья прессы и денег. Кстати, неудачи Делона в личной жизни легко объяснимы: женщины быстро чувствуют внутреннюю пустоту мужчины. Всего его спутницы рано или поздно видели, что Ален Делон – циничный, самовлюбленный, грубый и бессодержательный человек, разочаровывались в нем, и уходили от него. А российский прикол Делона – чтобы русская женщина скрасила его старость, меня обескуражил своей тупостью и обреченностью.

Что же касается самых сексуальных женщин, то среди них я бы назвал, конечно, исполнительницу главных ролей в эротических фильмах «Девять с половиной недель» и «Слияние двух лун» Ким Бессингер. У меня не вызывают уважение женщины, которые просто спят с мужчинами, делая на этом свою карьеру. Например, признанная блондинка № 1 Мэрилин Монро никого ни на что не вдохновила, даже своего мужа – драматурга Артура Миллера. Тогда как Марлен Дитрих стала музой двух великих писателей – Ремарка и Хемингуэя. Причем не только музой, но и верным другом, разбив тем самым миф, что между мужчиной и женщиной не может быть настоящей дружбы

- В отличие от мировых звезд знаменитые наши женщины – либо чьи-то жены, либо фаворитки, либо авантюристки, либо иностранки, как две императрицы Екатерины. А в целом у нас нет своей народной принцессы, как принцесса Диана, своей Жорж Санд, своей Маргарет Тэтчер. Получается, что в нашей стране прославиться женщине ценою собственных заслуг невозможно.

- Мы другая страна, в которой из-за вечных революций ничего не успевает сформироваться и «устаканиться». Поэтому у нас нет культа имен и идеалов. Сама знаменитая правительница России - Екатерина Великая зарекомендовала себя как женщина двоякая: с одной стороны, она много полезного сделала для России, а с другой, жестоко и несправедливо поступила с Александром Радищевым. Пожалуй, я бы выделил в качестве достойного примера Раису Горбачеву.

- Но разве Раиса Максимовна была так же добра и милосердна к людям, как принцесса Диана?

- Раиса Горбачева не вписалась в политический интерьер тогдашней России, и за это ее все возненавидели. Но она была леди – с хорошими манерами, с тонким вкусом, хорошим русским языком. Трагедия русского сознания заключается в том, что мы сначала пеняем известных людей, а потом слезы по ним льем. Конечно принцесса Диана – исключительный пример мужества и милосердия души. Не зря за ее добрые дела признала сама мать Тереза. А пострадала принцесса Диана за то, что полюбила Чарльза как принца, а не как мужчину, и за это заплатила страшную цену.

- Возможна ли у знаменитых женщин – счастливая личная жизнь или они все обречены на одиночество?

- В одной из своих книг я сравнил жизнь двух красавиц, двух ровесниц, двух «звезд» - Софи Лорен и Брижит Бардо. Какая же у них разная судьба! Софи Лорен на первый план поставила семью, став воплощением добропорядочности, красоты и вечной молодости. Тогда как Брижит Бардо неоднократно меняла мужей, не общалась со своим единственным сыном, уединилась на своей вилле, и все потери и неудачи невольно отразились на ее лице. От прежней красоты Б.Б. не осталось и следа — она превратилась в чудовищно некрасивую старуху, которая все время брюзжит...

- А какая известная женщина сразила вас своей внешностью?

- Женской красотой я был поражен единственный раз в своей жизни и навеки. Как только оказался в гримерке Алисы Фрейндлих, а было это в 1979 году, мгновенно ощутил божественную силу ее огромных, лучистых, небесных глаз. Мы с ней долго беседовали, в основном о ее роли в картине Тарковского «Сталкер», потому что я интересовался творчеством Андрея Тарковского и даже с ним дружил.

- Но говорят, что Андрей Тарковский был очень сложным человеком в общении? Якобы своей строгостью и категоричностью он очень многих отталкивал от себя, это правда?

- С Андреем мы вместе учились в школе, и даже сидели за одной партой. Это была знаменитая школа в Замоскворечье № 554, которую в одно время с Тарковским окончил поэт Андрей Вознесенский и священник Александр Мень. Мы с Андреем были два лоботряса, которые мечтали да фантазировали вместо того, чтобы грызть гранит науки. Но поскольку я не мог даже предполагать, что Андрей будет таким знаменитым режиссером, то не очень-то запоминал его поступки и слова, а зря. Уже позднее, перед отъездом Тарковского в Италию, мы с ним встретились и проговорили более пяти часов.

- Если бы этого было возможно, то кого из знаменитых людей вы выбрали в качестве собеседника?

- Пожалуй, я бы предпочел побеседовать с Жорж Санд, которая является для меня образцом женщины, сделавшей свою судьбу. Казалось, все препятствовало тому, чтобы она стала известной писательницей – ее провинциальность, ранний брак с неотесанным драгунским офицером, рождение детей, но она преодолела все препятствия, и из Авроры Дюдеван превратилась в великую Жорж Санд. Еще мне было бы интересно расспросить Агату Кристи – как ей удалось выбраться из окружающего ее быта и даже возвыситься. У меня вызывает изумление и восхищение способность королевы детективов придумывать свои заковыристые сюжеты за мытьем посуды.

- Пушкин считал идеалом женщины свою героиню Татьяну Ларину, но с тех пор нравы очень изменились. Каков сегодня, на ваш взгляд, идеал женщины?

- Идеальных женщин в природе нет, потому что женщина очень сложное противоречивое создание, в которой в равной мере сочетаются как положительные, так и отрицательные качества. Правда, в отличие от мужчин, женщин как исчадийада, воплощающих зло, к счастью, практически нет. Знаменитая отравительница - Лукреция Борджиа стала злодейкой не по своей воле. Ее изнасиловали братья, исковеркав тем самым ее судьбу и подтолкнув ее к преступлению. Нельзя же причислять к злодейкам Мату Хари? А вот стерв – сколько угодно! Та же обожаемая мной Марлен Дитрих принадлежала к числу стерв. Вот один из некдотов, который точно отражает женскую логику. Одна женщина рассказывает другой, что прошла тест на беременность. На что та ее спрашивает: «А вопросы были трудные?»

- Вышла скандальная книга «Анти-Ахматова», в которой русская поэтесса показана в виде монстра, чудовища, и сразу же стала бестселлером. Юрий Николаевич, вы не пробовали написать разоблачительную книгу в жанре ЖЗЛ, чтобы она взорвалась как бомба?

- Никто из этих авторов скандальных книг со свечкой не стоял и под одеяло не залезал, а пишут так, как будто все видели своими глазами. Убежден, что к великим людям надо относится с уважением к таланту, закрывая глаза на их недостатки. Я боялся писать про Ахматову, потому что ничего нового к трехтомнику воспоминаний Лидии Чуковской об Анне Ахматовой добавить не могу. Правда, я решился популярным языком рассказать историю взаимоотношений Марины Цветаевой и Бориса Пастернака в книге «Роман без романа» на основании вышедшей в свет переписке этих двух великих поэтов. Это очень любопытно. как они влюбились друг в друга через поэзию, как 13 лет мечтали об общей встрече, а когда встретились в Париже, то это было ужасно. Цветаева об этом эпохальном дне так лаконично вспомнила: «Мы встретились с ним в Париже, а потом он ушел за папиросами и оказался в Москве». Марина Ивановна была удивительным экземпляром женщины – с одной стороны, созданная для любви, а с другой, для великой поэзии. Она хотела раствориться в любви, но мужчины, которые ей встречались, были и не достойны такой великой любви, и боялись ее. Ведь это все равно, что влюбиться в цунами, в шторм. Поэтому она так и не обрела простого женского счастья, хотя и пыталась.

Вернуться на главную
Новости партнеров


Комментарии (0)

Гость
0/1024
  • :)
  • :(
  • :o
  • :D
  • :P
  • O:-)
  • >:o
  • :-|
  • %)
  • :'(
  • ]:->
  • :-*
  • :-X
  • 8-)
  • 0.0
  • :thinking:
  • :td:
  • :tu:
  • :-!
  • :-[
  • ;-)
  • :red:
  • :flower:
  • :music:
  • :be-quite:
  • :dead:
  • :party:
  • :gift:

  • 1
  • ...