Культура »
12:40 21 апреля 2014

Михаил Козаков: С начала эпохи гласности Пушкина цензурировали особенно тщательно

22 апреля 2011 года не стало выдающегося артиста, режиссера, писателя Михаила Козакова. Мы нашли в неопубликованных материалах интервью с Михаилом Михайловичем, которое состоялось незадолго до его смерти

Он умер в Израиле, где в свое время находился в эмиграции, вместе со своей семьей. Но эмиграция была недолгой, и Михаил Козаков вернулся в Россию, где много работал: выступал с концертами, писал, ставил спектакли, снимался в кино. Жил Михаил Козаков в однокомнатном квартире, вместе со своей молодой женой – Надеждой Седовой. Квартира была так мала, что Михаил Михайлович даже не мог пригласить туда друзей. Артист до конца жизни оставался большим романтиком, не нажившим себе ничего.

Михаил Михайлович не принимал новшества 21 века, и категорически отказывался пользоваться мобильным телефоном. Не умел обращаться с интернетом. Козаков всегда говорил: «Зачем же я буду тратить время, которого у меня нет, на пустые разговоры, лучше я почитаю стихи». Михаил Козаков был одним из лучших исполнителей поэзии Бродского, Пушкина, Тарковского. Уже на первом курсе Школы-студии «МХАТ» он играл Гамлета и другие серьезные роли, на четвертом дебютировал в кино. 

Фильмы Козакова «Покровские ворота», «Визит дамы», «Безымянная звезда» - входят в золотую коллекцию отечественного кинематографа. 

Корреспондент «Москвички» неоднократно беседовала с Михаилом Михайловичем. Во время последнего телефонного разговора, перед 75-летием артиста, Михаил Михайлович с радостью рассказал о своих любимых поэтах, героях, музыкантах.

Об Арсении Тарковском
С Арсением Александровичем я познакомился, когда отдыхал со своими родителями в Доме творчества писателей. Мне было лет восемь или девять. Я увлекался тогда стихами Бунина, и, как мне кажется, именно мой детский интерес к Бунину удивил Aрсения Александровича. Наше знакомство постепенно переросло в дружбу, которая длилась до самой смерти поэта. Арсений Тарковский был очень красивым человеком, более красивым, чем его сын – режиссер Андрей Тарковский. Такой красоты лица я раньше не видел: породистое, скуластое, с огромными выразительными глазами, оно было вне национальности, вне возраста, вне эпохи. Но еще более загадочной была судьба поэта. Казалось бы, фронтовик, потерявший на войне ногу, и гражданин, никогда не уличенный в диссидентстве, но его стихи было запрещено читать на радио. Был такой господин Орлов (заместитель Лапина), который никогда не пропускал в эфир поэзию Арсения Тарковского. Даже не помогло заступничество Роберта Рождественского, который был в те годы очень влиятельным человеком. Думаю, что чинуши подсознательно чувствовали, что Тарковский социально далекий поэт. К тому же Арсений Александрович был глубоко верующим человеком. Об этом он не говорил, но верой пронизаны все его стихи. С Андреем Тарковским я тоже был хорошо знаком, и знаю, что как и его отец, он верил в Бога.

О Пушкине
Очень редко читаю одно из любимых своих стихотворений «Духовной жаждою томим, в пустыне мрачной я влачился». Воздуха не хватает, чтобы дочитать «Пророка» до конца. Каждое новое слово этого стиха должно звучать все выше и выше, с большой мощностью и силой. Кстати, я составил список запрещенных советской цензурой для публичного чтения, для изучения в школах и университетах произведений Пушкина, и этот список немалый. Замечу, что с начала эпохи гласности Пушкина цензурировали особенно тщательно. Очередной раз в этом убедился на юбилейном вечере канала «Культура», на котором читал запрещенного Пушкина. Что же вы думали: все мое выступление, хотя им завершался концерт, самым беспощадным образом вырезали в эфире. Признаюсь, я специально пошел на эту провокацию.

О поэзии
Считаю, что поэзия — не стадионное дело, а камерное, интимное. В наше время это большое счастье, когда поэтические спектакли собирают большие залы. Чем больше в наш век будет звучать великая поэзия, тем лучше для наших детей. Я восхищаюсь своими коллегами, которые читают стихи для большой аудитории, - Сергеем Юрским, Василием Лановым, Светланой Крючковой.

Об эмиграции
Эмиграция знакома мне до боли. Об эмиграции – мой последний художественный фильм «Очарование зла», которым с большим успехом прошел по всему миру. Картина о трагической судьбе поэтессы Марины Цветаевой и двух ее любимых мужчинах — муже Сергея Эфроне и герое ее великих поэм «Конца» и «Горы» Константине Родзевиче (в фильме Болевича), которые были агентами ОГПУ. Их отношения переплелись в такой узел, разрубить который могла только смерть. Как мы знаем, вернувшегося из Франции в СССР Сергея Эфрона расстреляли на Лубянке, а Марина Цветаева покончила жизнь самоубийством.

О нереализованном
Была очень грустная история, связаная с фильмом об убийстве великого режиссера Соломона Михоэлса. Я очень хотел снять картину об этом удивительном художнике, с трагической судьбой, предложил ее Первому каналу, но получил категорический отказ.

О музыке
Люблю разную музыку — и классику, и джаз, и французский шансон, особенно в исполнении Ива Монтана. Обожаю Эдит Пиаф. О своих любимых певцах рассказал в двух книгах «Воспоминаний». До этого выходили небольшие книги с моими размышлениями о жизни и об искусстве, о встречах с интересными людьми, и только теперь — на 75 году моей жизни я разразился большими «Воспоминаниями».

О личном
С юности веду дневники, которые для меня своего рода психотерапия. Но издавать дневники не буду, по крайней мере, не хочу, чтобы их издавали при моей жизни. Жизнь я прожил насыщенную, и главное богатство – дети. Со всеми детьми и внуками я общаюсь. Жаль только, что мой сын Кирилл никак не может восстановить отношения с Аленой Яковлевой, мамой его дочери Марии. Но со временем, уверен, что Кирилл найдет способ – как чаще общаться со своей дочерью, и я об этом узнаю – независимо от того, где буду находиться.

Три лучших фильма о любви, поставленные Михаилом Козаковым

«Безымянная звезда» (1978 год). Вряд ли есть в России взрослый человек, который не видел бы «Безымянную звезду». История о том, как прекрасная женщина – Мона, убежавшая от грубости и пустоты столичной жизни, попадает в мир, где есть книги, мечты, высокая цель – открыть новую звезду. С виду этот мир провинциального городка, где даже не останавливаются поезда, беден, скучен, неперспективен… Но здесь живет он – учитель астрономии и космографии Марин Мирою (Игорь Костолевский), который мог бы спасти душу Моны, и дать ей ту любовь, которую она заслуживает. Но герой Михаила Козакова – богатый любовник Моны, приехавший за ней в этот городок, убивает только что возникшее чувство. Фильм заканчивается словами: «Ни одна звезда не отклоняется от своего пути». Анастасия Вертинская неоднократно говорила о том, что роль Моны – любимая, и что Михаил Козаков, с которым она играла в театре «Современник», дал ей полную актерскую свободу.

«Покровские ворота» (1982 год). Михаил Козаков снял фильм по пьесе Леонида Зорина о Москве времен своей молодости – Москве 50-х годов. Картина повествует об интеллигенции времен хрущевской оттепели, о поиске любви, и о прелести человеческого общения. Все жители коммунальной квартиры – у Покровских ворот, мягко говоря, своеобразные, оригинальные люди. И происходящее с ними - Кстати, за возможность снять фильм «Покровские ворота» Михаил Козаков сыграл роль Феликса Дзержинского, которую долго не хотел «на себя брать».

«Очарование зла» (2006 год). Многосерийный фильм «Очарование зла» Михаил Козаков снимал долго и трудно. Картина о судьбе Марины Цветаевой, архивы которой до сих пор не рассекречены. «Очарование зла» - о резидентах, тайных агентах и шпионах ОГПУ, НКВД, которые участвовали в громких политических процессах века. Главные герои фильма – агент ОГПУ – Вера Гучкова (Наталья Вдовина), которая была дочерью Председателя Государственной думы Третьего созыва Александра Гучкова, агент ОГПУ – Александр Болевич – он же Константин Родзевич (Алексей Серебряков), агент НКВД – Сергей Эфрон (Карэн Бадалов) и в этой компании – великий русский поэт Марина Ивановна Цветаева (Галина Тюнина). Константин Родзевич – принадлежал к числу суперменов, которые покорили много женских сердец. Под его «очарование зла», как считает Михаил Козаков, попала и Марина Цветаева. Галина Тюнина играет Марину Цветаеву абсолютным Поэтом, который живет в своем поэтическом мире, и не замечает того, что вокруг совершаются заговоры, вербовки, убийства…

Михаил Козаков в своей «Актерской книге» намекнул, что «имел связи с советской разведкой», за что был допущен к секретным архивам.

Вернуться на главную
Новости партнеров


Комментарии (0)

Гость
0/1024
  • :)
  • :(
  • :o
  • :D
  • :P
  • O:-)
  • >:o
  • :-|
  • %)
  • :'(
  • ]:->
  • :-*
  • :-X
  • 8-)
  • 0.0
  • :thinking:
  • :td:
  • :tu:
  • :-!
  • :-[
  • ;-)
  • :red:
  • :flower:
  • :music:
  • :be-quite:
  • :dead:
  • :party:
  • :gift:

  • 1
  • ...