Культура »
16:24 13 апреля 2014

Петр Мамонов: Молодежь наша - не избалованная, а несчастная

 14 апреля 1951 года в Москве родился легендарный музыкант, поэт, актер, философ – Петр Мамонов. Сегодня Петр Николаевич называется себя «Дедом Петром» (по аналогии с музыкальным спектаклем «Дед Петр и Зайцы»), но за свою жизнь он пережил разные состояния, неоднократно был на грани жизни и смерти, переиграл во всех жанрах – от самых высоких до низких, и, как сказал поэт, «все видел, все перечувствовал, все понял, все узнал». В последние годы Петр Мамонов живет в деревне, и в столицу приезжает только на концерты. С большей радостью Мамонов гастролирует по России, считая публику в глубинке менее испорченной и более восприимчивой. В каждом своем выступлении Мамонов ведет слушателя, зрителя к свету. Как и в редкие часы общения с журналистами призывает «сеять разумное, доброе, вечное». Поскольку Петр Николаевич боготворит Женщину как Мать, Жену, Хранительницу, то уделил «Москвичке» много времени для разговора на важные темы.

Фото: ИТАР-ТАСС

Петр Мамонов и Степан Девонин (слева направо) в кадре из фильма Сергея Лобана «Шапито-Шоу»

О том, чтобы приносить пользу
- Если сегодня ты можешь сделать что-то полезное, то делай, и не откладывай на завтра. Даже малость сделай - посуду помой, расставь вещи в комнате, подмети, приберись.   Позвони подруге, с которой пять лет не разговаривала, и посмотри что будет – аж взлетишь!  Хорошо ведь это – не ссориться, не обижаться, не гордиться… Зачем ты нужна в этом мире? Неужели, чтобы на всех орать?

О сытых и слабых
-  Есть жуткое выражение: «кто успел – тот и съел». Но там, где гладко, сыто, тепло, вкусно, удобно - там нуль, а то и минус. Вот какой закон. Если слабого обижают, если у старухи раздавили очки, так дай, если ты – пацан, ему, это совершившее, «в рыло». А если девушка, то сделай замечание, одерни, объясни.  Проходить мимо безобразия нельзя.

О Викторе Цое
-  Песни Виктора Цоя по-прежнему актуальны и любимы молодежью, и знаете почему? Да, потому, что в песнях Виктора – свет, как и в его жизни, творчестве. А люди любят свет, как бы ни притворялись, что поклоняются тьме! Виктор Цой жил чисто, спокойно, весело, брал гитару и… пел. Я люблю то состояние, которое  песни Виктора производят на мою душу, истоптанную многочисленными грехами.  Причем раннего Цоя, когда еще не начались в его жизни стадионы, слава, поклонение, люблю больше.  Между прочим,  в Питере Цой был чужим среди модных, знаменитых, обожаемых, а на самом деле – «ручек шариковых». Пером надо писать – и «стальным».

Об алкоголизме и борьбе
- В ремиксе фильма «Игла» у меня та же роль – наркоторговца Артура. Правда, мой герой очень изменился. Так, он в новом фильме целую лекцию о вреде алкоголя читает, в котором четко рассказывает – сколько нужно пить, как выходить из запоя.  Причем Артур рассказывает  все то, что испытал на себе я - Петр Мамонов, бывший алкаш. Но чтобы прийти к осознанной трезвости, необходимо пройти через преодоление. Если его нет, то дело плохо. Когда снимали фильм «Игла» с Виктором Цоем - обрушилось столько препятствий!  Одно не складывалось, другое не получалось, и я пьяный лежу… Но картину сделали - через преодоление.

О Всевышнем
- Тьму я себе сам нарою, но тьма мне больше не нужна. Как и не нужен  такой ослепляющий свет софитов и прожекторов, который я с трудом терплю.  А тот свет, который и во тьме -  и светит,  и греет, мне необходим.  Существование Бога – это же научный факт, Бог есть. Что же ему, Богу,  от нас надо? Наши делишки мирские? Нет. Богу нужен мотив, наше внутреннее движение к плюсу. Наш Бог – Бог порядка, а не хаоса.  Неужели отец хочет, чтобы тебе было плохо? Нет, он хочет, чтобы хорошо стало. Но обстоятельства подаются разные, чтобы ты терпела, где-то промолчала, где-то успокоилась, где-то улыбнулась, где-то перевела на шутку. Когда якобы за правду идут, флагами машут, стреляют - дьявол рад! Господь  сидит рядом с нами, и все слушает. Вот Господь – он мне отец, а я ему должен быть ему сыном. А сын тот, который говорит: «Папа, как надо, как правильно?». Вот у Бога, а не у священника и спрашиваю – как мне поступить?!

Фото: «Вечерняя Москва»

Кадр из фильма "Остров"

О молодежи
- Молодежь наша - не избалованная, а несчастная. Интернет – мусорная корзина, в которую свалены все отходы со всех стран, и он поглотил нашу молодежь. Раньше писатель работал – сначала мысль, потом перо, потом машинка, редактура… И мысль проходила множество этапов, пока не созревала. А в интернете – щелкнул сюда, щелкнул туда, а в итоге разыскать здоровый импульс чрезвычайно тяжело. Нынешнее поколение нуждается в поводырях, и без них никак не вывести к свету. Вот я смотрю десятки фильмов – выбираю, а потом даю жене, сыну, знакомым. Но у меня все-таки подготовленный зритель. Тогда как 15-летний парень не понимает – почему нельзя взять чужое, и никто не сможет ему это объяснить, и даже хорошее кино не сможет. Потому что все понятия впитываются до 4-х лет. А если папа – «бе, бе, бе», мать – «ме, ме, ме»… Бабка говорит: «Не слушай, их, бестолковых родителей». И ребенок растет уродом. Идет по улице и видит рекламу: «Купи, все и сразу. Если не умеешь работать руками, работай ногами. Хватай и беги». Кто вешают такую рекламу? Дядьки, которые на бабках сидят, и «рулят» молодыми.

О режиссерах
- Кино – режиссерское искусство, а актеры в нем только пешечки. Поэтому актеры, и я в их числе, даже думать не должны об общем замысле или идеи. Приведу вам пример: во время работы в фильме «Остров» я и Виктор Сухоруков в результате бессонной ночи придумали этюд, как нам казалось, шедевр. А когда пришли утром на съемочную площадку, и показали нашу сцену Павлу Лунгину, то услышали в ответ, что плод нашей с Витей бессонной ночи, - полный ужас. Павел Семенович объяснил: почему мы потратили время впустую: «Вы же не знаете ни того, что было до этой сцены, которую вы придумали, ни после». Вот режиссер видит всю ткань фильма, и каждый в нем эпизод в отдельности тонкой и прочной ниткой вплетен в общий рисунок, узор. Как актер, я доверяю свой краткий отрезок жизни режиссеру, чтобы он полностью мной распоряжался.

Об актерской профессии
- Уверен, что за актером - его жизнь. Как актер живет, таким он и будет в кадре. Жан Габен – играл повара, как будто он всю жизнь был поваром, играл каменщика – и ни у кого не возникало сомнений, что он каменщик. В чем же дело? Дело - в мировоззрении. Актер становится этим человеком, которого играет, но оставаясь при этом таким, какой он есть. Кино только тогда способно запасть в душу, когда в каждом кадре все настоящее, когда в это веришь.

Фото: "Вечерняя Москва", Анна Иванцова

      

Об органике
- Да вы попробуйте сыграть самого себя! Разве кто-нибудь знает, кто он такой? Через час, минуту все меняется – настроение, погода, мысли… В фильме Павла Лунгина «Такси блюз» мне твердили: «Вот вы играете самого себя». Какая это ерунда! Никто и никогда не играет самого себя. Другое дело - уметь органично существовать в кадре. В театре самое страшное – выйти с собакой на сцену, и провал обеспечен. Собака мгновенно убирает каждого актера, потому что у нее все чисто, четко. Насколько актер приближается к собачьему, настолько хороша его игра. Единственно верный путь приблизиться к органике собаки – убрать самого себя. Нет, не личность свою, а яканье: «Я считаю. Я умею. Я - гений». Когда солнце заходит, стань в сторонку и дай ему, солнцу, сиять. Не мешая, а просто любуйся. Тогда сияет божественный свет – на экране, в спектаклях, наших песнях, когда не ради славы, не ради денег, не ради самоутверждения, а ради самого света. Чтобы он был, понимаете?!

Фото: kinopoisk.ru

Петр Мамонов в фильме "Игла"

- О звуках
- Важно, что в человеке звучит, а звучит то, что в нем есть. Ни больше, ни меньше. И никуда не скроешься: ни за аппликации, изыски, припудренности, - какой ты есть пацан, таким и будешь. Особенно на сцене, особенно в голосе, особенно в пении. Вот я как дам, у меня аж пуля изо рта летит. Но я - 35 лет на сцене. И все улыбаются – и молодежь, и старики. Если есть искра, значит, есть. А искра есть, когда свет в душе. А может, в моем характере есть такая собачья грань, которая не позволяет фальшивить?! Но большому счету – это не мое дело себя оценивать. Я сделал, а вы, критики, думайте – что у меня получилось, а что нет? Мы испекли свой хлеб, а вы оценивайте его, чтобы заработать свои бабки. Вы же не приходите в булочную и не спрашиваете – а как вы пекли хлеб, каким способом, а спрашиваете – свежий он или нет, и покупаете.

О внутреннем порядке
- Если ты светлым станешь, если душа потянется вверх, то сразу начнется выздоровление. Поэтому никого и никогда не надо шпенять – вот, давай, бросай, - пойдем в церковь, пойдем в лечебницу, пойдем к целителям. Себя приведи в порядок – чтобы с тобой всем было просто, весело и приятно. К нам домой приезжают друзья сына и говорят: «Ой, какой у тебя отец клевый!» И для меня это лучшая похвала.

О  вседозволенности
-  К сожалению, «собачье дело» в нашем обществе, и особенно в СМИ выдается за смысл, за цель, за истину.  Вот открываю некоторые газеты, и вижу там «Колдую». И это в 21 веке?  А печатать голые задницы – зачем?! Мир делится на клеточки, как организм. Если ты сам станешь светлым, то  вокруг тебя сразу наступят оздоровление и чистота.

О столичной жизни
- Я всю жизнь был с улицы Горького – чуваки с центра, пацаны с района. А я всегда был центровой. На «Маяковке» в подвале собирались, занимались карате, пели… А теперь мне интересно пожить в деревне. В центре уже неинтересно.

Три знаковых фильма с Петром Мамоновым

1. «Игла» (1988 год, режиссер Рашид Нугманов)

Петр Мамонов играет омерзительного типа – Артура. Его герой – главный враг персонажа Виктора Цоя – Моро. Одна из самых зрелищных сцен в фильме – в бассейне, куда Моро с ребятами приходит наказать Артура. На груди Петра Мамонова – настоящий шрам, очень страшный, который артист когда-то получил в драке.

3. «Такси блюз» (1990 год, режиссер Павел Лунгин)

В культовом фильме Павла Лунгина Петр Мамонов играет своего коллегу – саксофониста Леху Селиверстова. Многие говорили, что Леха и есть Петр Мамонов. Но эту версию сам артист категорически отрицает.

2. «Остров» (2006 год, Павел Лунгин)

За роль отца Анатолия в фильме «Остров» Петр Мамонов получил премию «Ника» и награду «Золотой орел». Хотя Петр Николаевич долго не соглашался сниматься в этой картине. К этому моменту он сам стал православным человеком, и очень серьезно относился к освещению темы святости и греха, веры и неверия на экране. Его герой – отец Анатолий, умеет разговаривать с самыми разными людьми на их языке. Девушке, пришедшей к нему за разрешением на аборт, он говорит: «В ад собралась, и меня с собой затащить хочешь?». С больным мальчиком отец Анатолий говорит как дед с внуком: «Проси словами, как умеешь: он – добрый, он – поможет, должен помочь». Фильм «Остров» производит сильное впечатление на любого зрителя, вне зависимости от его возраста и социального статуса.

Вернуться на главную
Новости партнеров


Комментарии (18)

Гость
0/1024
  • :)
  • :(
  • :o
  • :D
  • :P
  • O:-)
  • >:o
  • :-|
  • %)
  • :'(
  • ]:->
  • :-*
  • :-X
  • 8-)
  • 0.0
  • :thinking:
  • :td:
  • :tu:
  • :-!
  • :-[
  • ;-)
  • :red:
  • :flower:
  • :music:
  • :be-quite:
  • :dead:
  • :party:
  • :gift:
Гость
17:27 Понедельник, 14 апреля 2014
2
0
Ответить
Гость С ДНЁМ РОЖДЕНИЯ! Пусть всегда в сердце будет СВЕТ СВЯТОГО ДУХА.Он есть у ВАС вашем сердце и БОГ в вашем сердце только почувствуйте его.НАДЕЖДА
Гость
18:48 Понедельник, 14 апреля 2014
2
0
Ответить
Гость Если бы молодость знала, если бы старость могла.
Гость
19:09 Понедельник, 14 апреля 2014
2
0
Ответить
Гость Петр Николаевич! ТЫ -Светлый ЧЕЛОВЕК!
Гость
7:00 Вторник, 15 апреля 2014
2
0
Ответить
Гость Можно еще "Царь" добавить Мамонов -ЛУЧШИЙлюбимая его песня-"Путь к себе"нереально Клевый
Гость
7:05 Вторник, 15 апреля 2014
2
0
Ответить
Гость У него лучшие моноспектакли, всем советую посмотреть
Гость
10:52 Вторник, 15 апреля 2014
2
0
Ответить
Гость достойный,умный,порядочный,мне лично очень симпатичен
Гость
11:52 Вторник, 15 апреля 2014
2
0
Ответить
Гость хорошо быть чуть-чуть сумасшедшим...ЗДОРОВЬЯ и ДОЛГИХ ЛЕТ!!!
Гость
15:52 Вторник, 15 апреля 2014
2
0
Ответить
Гость С днем рождения ВАС.Спасибо что Вы есть.

  • 1
  • 2