Культура »
12:30 10 апреля 2014

Валерий Гаркалин: «Настоящий артист не способен врать»

11 апреля народный артист России Валерий Гаркалин отмечает 60-летие. Накануне юбилея Валерий Гаркалин рассказал «Москвичке» о том теплом, веселом, жизнерадостном, что всегда старался культивировать в себе, своих учениках, единственной дочери — Нике Гаркалиной

Об Эльдаре Рязанове

- Это подарок судьбы — работать с великим Эльдаром Александровичем Рязановым! Правда, мой первый съемочный день в фильме «Андерсен. Жизнь без любви» не обошелся без курьезов. Я играл короля, и как полагается королю, сидел я в ложе театра (снимали в одном из ведущих театров Петербурга) с величественным видом. Слышу, как Рязанов зовет меня к себе. Я уточняю: «Вы меня зовете?» И в ответ слышу ироничный ответ режиссера: «Да, ваше величество, спуститесь вниз, и посмотрите, что вы там натворили!». И я, уже как провинившийся мальчишка, помчался «на ковер» к Эльдару Александровичу.

О Владимире Меньшове:
-  Владимир Валентинович не выносил, когда у него спрашивали – сколько времени продлятся съемки, и когда картина «Ширли - мырли» выйдет на большой экран?! А публика, как назло, во всех городах нашей необъятной страны не упускала случая поинтересоваться: «А как долго вы снимали картину?» От этого любопытства о сроках обычно доброжелательный Владимир Меньшов зверел: «Ну, какая вам разница – сколько снималась эта картина, главное – что она получилась», - яростно отвечал Владимир Меньшов.

Об известности
-  Я не люблю быть в центре внимания. Рассказывать о себе, давать интервью для меня очень непросто. Я даже советовался со своей давней подругой - сценаристом Ганной Слуцки о том, как мне представлять себя публике. И Ганночка со свойственным ей юмором сказала: «Думай, Валера, о том, что о себе всегда говорить легко и приятно».

О любимых партнершах
-  Обожаю играть с Таней Васильевой, потому что она выдающаяся актриса, равной которой по комедийному таланту нет в нашей театре. Она – бесподобная клоунесса, какой была разве только Фаина Георгиевна Раневская. В нашей паре она – «рыжий» клоун, а я – «белый». Она делает со мной все, что хочет, а я страдаю от ее яда, дамских шпилек и женского коварства. Лена Яковлева – выдающаяся девочка: очень уютная, теплая и бесконечно талантливая. Единственное «но», на мой взгляд, состоит в том, что она очень прочно держится за академизм. По этой причине я думал, что Лена никогда в жизни не уйдет из театра «Современник», и будет хранить ему свою верность, но я ошибся. Она ушла, и стала пробовать себя в других амплуа.

Об эстраде
- Я выпустил немало курсов на факультете Эстрады ГИТИСа-РАТИ. Каждый раз убеждаю своих учеников в том, что и петь, и танцевать, и играть надо через ощущение смешного, через юмор, как, впрочем, и говорить о серьезных вещах. Мне кажется, что феномен популярности Аллы Пугачевой объясняется тем, что она – тоже прекрасная клоунесса (неспроста известность ей принес комический шлягер «Арлекино») Кстати, я не сторонник мнения, что наша эстрада и наше кино по сравнению с Голливудом и Европой – сплошная самодеятельность. Профессия «артист» вообще не имеет национальной особенности. Это общий дом, куда, правда, по-разному можно войти – через дверь, окно или залезть через чердак. Я неоднократно бывал в Америке и видел, как там работают артисты. Во всем мире люди, в том числе и артисты, делятся на ленивых и трудолюбивых, талантливых и бездарных. Единственная, хотя и довольно значительная разница, - это в деньгах. Когда я смотрел на Бродвее мюзикл «Король-лев», то единственное о чем думал: какая роскошь, какие деньги вложены в эту постановку.

Фото: Алексей Родченко

Вручение премии Турандот - Валерий Гаркалин и Олег Табаков

Об удаче
- Каждому из нас дается шанс на удачу, и каждый обладает божественным ощущением времени, пространства, судьбы. Настоящая драма человека разворачивается тогда, когда он упускает свой случай. Лучше к прошлому всегда поворачиваться спиной и жить настоящим. Плохо, когда человек разворачивается к прошлому лицом, ибо из-за этого он теряет невосполнимые секунды настоящей жизни. Жить прошлым — значит, стоять на месте. А признак жизни — движение. И только в движении можно найти свою удачу.

О счастье и любви
- Личная жизнь мужчины и женщины не поддается никакому объяснению. У драматурга Александра Ампилова есть замечательная фраза: «Мы странно живем – прощаемся навсегда, чтобы завтра встретиться, и говорим до свидания последний раз». Есть такие вещи в нашем мире, которые невозможно объяснить словами. Любовь – объяснить нельзя.

О героях
Однажды мы беседовали на даче с моим другом Сашей Балуевым, и он мне говорит: «Я уже сыграл от лейтенанта до генерала не только советской армии, но и царской, что дальше играть – ума не приложу». А я про себя подумал: «А я играл и врачей, и ученых, и мафиози, и королей, и нищих, и как же мне повезло. Одна из любимых моих ролей — в экранизации романа Владимира Дудинцева «Белые одежды», где я играю ученого-биолога Дежкина.

О серьезности актерской профессии
Настоящий артист не может врать и даже привирать. Он может ошибаться в самом себе, но врать не может.

О гармонии
- Мне кажется, что в мире все равномерно, сбалансировано и уравновешено. Природа очень любит гармонию. Человек должен поддерживать это равновесие вселенной в самом себе.

Три роли неудачников Валерия Гаркалина

1. «Катала» (1989 год, режиссер Сергей Бодров) Гаркалин начал сниматься поздно — в 35 лет, зато сразу у культового режиссера. Герой Гаркалина – «катала», карточный шулер. Ради любви к женщине ( Елена Сафонова), убивает напарника (Виктор Павлов), пытается обмануть мафиози (Нодар Мгалоблишвили), из-за которого теряет зрение, и возвращается в преступный мир. Героине Елены Сафонов и ее дочери Лизе угрожает опасность, и единственный способ защитить их — бросить вызов главарю шулеров. «Катала» — профессионал, но честно обыграть Директора он не может.

Фото: kino-teatr.ru

Валерий Гаркалин и Виктор Павлов в фильме "Катала" (1989)

2. «Ширли-мырли» (1995 год, режиссер Владимир Меньшов). В комедии-фарсе с участием великих артистов — Льва Борисова, Леонида Куравлева, Нонны Мордюковой, Инны Чуриковой, Ролана Быкова, Олег Ефремова, Армена Джигарханяна — у Валерия Гаркалина главная роль. Точнее, даже несколько ролей — афериста Василия Кроликова, дирижера Иннокентия Шниперсона, цыганского барона — Романа Алмазова, и стюарда Патрика Кроликоу. Владимир Меньшов был в восторге от трагикомического, гротескового таланта Валерия Гаркалина, и стал его другом навсегда. У Валерия Гаркалина — удивительная партнерша Инна Чурикова, которая играет маму его героя. Героиня Чуриковой — Прасковья Алексеевна говорит своему официальному сыну Василию Кроликову: «С глазами у тебя все в порядке, только с детства на голову ты — больной».

3. «Попса» (2005 год, режиссер Елена Николаева). «Попса» - это пародия на нравы отечественной эстрады. Прототип Валерия Гаркалина — певец Валерий Ободзинский (Лева Малиновский). Продюсера или, точнее, покровительницу Малиновского Лару играет любимая партнерша Гаркалина Татьяна Васильева. Между прочим, прототип Лары — Алла Пугачева. Когда-то Малиновский был на гребне успеха, его окружали поклонницы, но вкусы публики изменились, и теперь он никому не нужен. Лара пытается организовывать концерты Леве, издавать альбомы на свои деньги, но в какой-то момент она понимает, что все это — лишняя трата времени и сил. «Я не могу заставить людей слушать тебя, если они не хотят», - говорит Малиновскому Лара. Герой Гаркалина утверждает, что у него «есть слушатель». Но Лара безжалостно заявляет: «Тот, кто был, умер!». Гаркалин в своей роли показывает трагедию человека, который был кумиром миллионов, и который хватается за соломинку, только бы вернуться на эстраду.

 

Вернуться на главную
Новости партнеров


Комментарии (2)

Гость
0/1024
  • :)
  • :(
  • :o
  • :D
  • :P
  • O:-)
  • >:o
  • :-|
  • %)
  • :'(
  • ]:->
  • :-*
  • :-X
  • 8-)
  • 0.0
  • :thinking:
  • :td:
  • :tu:
  • :-!
  • :-[
  • ;-)
  • :red:
  • :flower:
  • :music:
  • :be-quite:
  • :dead:
  • :party:
  • :gift:
Гость
12:59 Пятница, 11 апреля 2014
2
0
Ответить
Гость По моему лучший его фильм Белые одежды.
Гость
1:07 Суббота, 12 апреля 2014
1
0
Ответить
Гость Такого бурлеска, тонкой, отточенной игры, клоунады В. Гаркалина, как в Ширли -Мырли нигде вообще не видела! Сравнить можно только с А. Мироновым в Бриллиантовой руке. Гаркалин-супер-звезда! Почему режиссёры до сих пор этого не поняли не понятно! Лишили нас многого!