Кто это? »
22:28 31 марта 2014

Петр Зайченко: "Работая в Волгограде плотником, я снимался в Париже, Мадриде и Брюсселе"

1 апреля 1943 года родился известный актер Петр Зайченко.

Он снимался как в артхаусном кино («Парад планет», «Такси-блюз»), так и в народном («Дальнобойщики»). Петр Петрович всю жизнь живет в родном Волгограде (за исключением учебы в знаменитом Саратовском театральном училище).

Сейчас – он знаменитость. Но в его жизни были и гонения, и несправедливые унижения, и работа плотником. «Москвичке» Петр Зайченко объяснил – почему он не стал москвичом, хотя возможности у него были.

Петр Петрович вспоминает своих любимых партнеров – кого с улыбкой, кого с нежностью, а кого с болью в душе.

О смешном и грустном

Я родился в тот день, когда пришла похоронка на моего отца. Меня уже успели назвать Анатолием. Но дед Пантелей Иванович, получивший похоронку, приказал, чтобы меня переименовали в Петра. Я не жалею: Петр Петрович, - это круто! А еще традиционно праздную  свой день рождения вместе с Николаем Гоголем. Замечу, что в Волгограде, где я живу, трагическое и комическое смешивается и переплетается. В Волгограде есть бюст Гоголю, который во время Сталинградской битвы находился в окопах, и благодаря этому уцелел.

После войны монумент классика перенесли  за Драматический театр, который носил до недавнего времени имя Горького, а теперь ставшего театром экспериментальным, новаторским – каким-то «НЕТ». А в этом театре, между прочим,  некогда служил Смоктуновский. Теперь же это коммерческое предприятие «НЕТ».

Когда Владимир Бортко пригласил меня сниматься в фильме «Тарас Бульба», то я ему предложил задействовать памятник с раненным Гоголем (памятник был поврежден во время войны). 1 апреля, на наш с классиком День  рождения, прихожу со цветочком к памятнику, и разговариваю с ним. Говорю ему: «Вот вы, Николай Васильевич, стоите и не стареете. Лысина ваша не увеличивается, как у меня. Правда, птички на голову какают. Но и на мою плешивую голову такие птички какают». И жалуюсь: «Вот меня уволили из родного театра в 58 лет по сокращению штатов, а ведь здесь всю жизнь прослужил, пока эти НЕТовцы не пришли!».

Фото: Михаил Садчиков-младший, специально для "Вечерней Москвы"

Петр Зайченко (слева) на фестивале "Северное сияние"

О нападении и защите

Режиссеры – Вадим Абдрашитов, Павел Лунгин, Александр Прошкин узнав, что меня выгнали из театра как ненужную собаку, стали хлопотать в Министерстве, чтобы мне дали звание Народного артиста России. А там, нормальные канцелярские девушки, стали возмущаться: «Как же мы можем  дать ему Народного артиста, когда свою трудовую деятельность он закончил плотником?». И в Министерстве пошутили: «Лучше ему дать звание Заслуженного строителя России».

Когда меня сократили в театре, я пошел работать в плотники, а параллельно снимался в кино. За это время снялся в Париже, Мадриде и Брюсселе… А в Волгограде, который никогда не предавал, оказался не у дел.  

Об ушедших артистах

Покойный Саша Дедюшко пытался переехать в Москву, и что?! Вон какой орел был – и молодой, и красивый, и востребованный! В бане, когда снимались с Сашей в фильме «Тарас Бульба», он мне сказал: «Петрович, я очень стараюсь, много снимаюсь, без конца мотаюсь по съемкам и гастролям, но только накоплю денег на квартиру, цены растут… Но мы все равно с женой и сыночком будем жить вместе, и у нас будет свой дом». Когда погиб Дедюшко с семьей, я подумал: «Вот теперь они вместе».

А переехать в Москву лет 30 назад меня убеждал тоже покойный Олег Янковский. Мы же с ним оба – выпускники Саратовского театрального училища. Когда Янковский узнал, что я еду сниматься за рубеж – в фильме «Крапачук» (за который я получил приз за лучшую мужскую роль на фестивале в Испании), то он пригласил меня на премьеру в «Ленком», а после очень логично убеждал меня бросить Волгоград. Но я ему сказал правду: «Милый мой, легко тебе говорить, когда тебя, молодого, красивого, талантливого, пригласил Захаров в Ленком, и сразу же для твоей семьи дали квартиру, а я начал сниматься в 40 лет, и как мне начинать все сначала в таком мафиозном мире, как Москва?».

Кино – дело ненадежное. Сегодня – ты нарасхват, а завтра – никому не нужен. Это не потому, что стал играть хуже или лицо превратилось в мочалку, а потому, что каждому времени – свой овощ. Французский философ Мишель Монтень так сказал «всякому овощу – свое время», и я ему поверил.

Фото: kinopoisk.ru

Кадр из фильма "Такси-блюз"

О том, что не сбылось 

Я очень любил Василия Шукшина, и мечтал хотя бы раз в жизни у него сняться. Об этом и написал в своем письме к Василию Макаровичу. В конверт, который отправил на «Мосфильм», положил свое фото. В результате Шукшин поставил меня на учет в актерскую картотеку и пригласил на переговоры для участия в фильме «Они сражались за Родину».

Правда, Шукшин поставил условие – чтобы я ушел из театра, и я, разумеется, не раздумывая, так и поступил. А через 10 дней после нашей беседы, причем в той же каюте, где мы разговаривали, Василий Макарович умер.

О кинематографической элите

После своего дебюта в фильме Вадима Абдрашитова «Парад планет» я попал в так называемое авторское кино. А в этом высокохудожественном кино особых заработков никогда не было. Зато у меня появился авторитет культового актера.

Однажды мне так и сказали на Свердловской киностудии: «Мы бы тебя позвали, но ты же элитный, снимаешься только у мэтров». А заработать мне удалось только благодаря съемкам в зарубежной картине «Крапачук», и на эти деньги я купил хорошую квартиру.

О путеводителях по Москве

В последнее время, когда много стал сниматься в Москве, ежедневно читаю «желтую прессу». Объясню: она помогает мне не вляпаться в нехорошую историю. Мне,  периферийному актеру, тяжело на тусовках, потому что легко могу оказаться в щепетильной ситуации.

Однажды сказал известному режиссеру: «Слушай, а чего ты мне такую «дубовую» актрису в партнерши дал? Неужели в Москве нет актрис получше?». Оказалось, что эта актриса – его жена.

Снимался в сериале «Участок», и мой партнер – Сергей Безруков нарисовался, а рядом с ним моя давняя знакомая по кинофестивалю в Сочи Ирочка Ливанова! Я с ней познакомился, когда она была молодой мамой и вместе со своим дитем и мужем – актером Игорем Ливановым оказалась на «Кинотавре». И я там был. Сразу заметил, что ребенок сковывает Ливановых, и предложил им выступить в роли няньки. А когда увидел Ирку на «Участке» рядом с Безруковым, то без всякой задней мысли стал спрашивать: «Как там Игорек, как ваш пацан?». Вижу – Сережка  насупился, побледнел,  и отошел от нас. Ну, откуда я знал, что Ирка Ливанова поменяла своего Игорька на Сережку Безрукова?

Поэтому читаю сейчас «желтую прессу», где написано – кто на ком женат и кто с кем спит. В современном кинематографе без этой информации можно «сесть в лужу».

О кулинарных способностях Владимира Машкова

С Машковым мы снимались в фильме Александра Прошкина «Русский бунт», и на съемки каждый раз нас возили в одной машине. Это сейчас Машкова возят одного, в «Мерседесе», а тогда нас возили по двое или трое. Так вот - во время длинной дороги я рассказывал Машкову историю Пугачевского бунта. Машков слушал-слушал и однажды сказал: «Петрович, вот скоро Рождество... Ты встаешь утром, идешь на рынок, покупаешь там утку, сдираешь с нее шкуру, а дальше ее потрошишь...». И  каждую следующую  поездку Машков учил меня кулинарным рецептам.

Я слушал-слушал, и дивился тому, что такой красивый мужчина настолько силен в кулинарии! Даже спросил у Володьки: «Когда ты всем этим гастрономическим премудростям  обучился?». Его ответ потряс меня до глубины души: «Петрович, ну, не умею я готовить. У меня просто память хорошая. От всех жен оставались кулинарные рецепты, и когда я их пролистывал, обливаясь горькими от голода слезами, то сразу и запоминал рецепт».

О «Дальнобойщиках»

Я обожал сниматься в «Дальнобойщиках» во многом благодаря партнерству и общению с Владом Галкиным.  Ему я в деды годился, но с ним почему-то разницы в возрасте не чувствовал! На съемочной площадке Влад очень много импровизировал, придумывал, сбивая нас, актеров, так сказать, «старой школы», с толку. Красивый был человек Влад Галкин – и лицом, и душой, и открытостью, и талантом!

Мне очень нравилась супружеская пара – Влад Галкин и Даша Михайлова! Им вдвоем за руку надо было в рай идти – такие красивые, высокие, голубоглазые! Думаю, одна из причин смерти Влада Галкина в том, что от него ушла Даша.

Это только кажется, что мужики – ходоки, бабники, сволочи!

Да, мы ходоки, но нам нужна одна женщина. У Влада была такая женщина – Даша Михайлова, а все остальные – это так. Уверен, что Влад умер из-за разрыва с Дашей.

Чтобы не говорили «злые языки», он ее обожал, жить без нее не мог, дышать не мог. Все мы, кто снимался с ним, это видели и знали. Спросите у Гостюхина, он вам тоже самое скажет, что Влад Галкин погиб из-за того, что потерял Дашу.  

О романах на съемочных площадках

У меня твердый принцип – никаких отношений с актрисами, кроме рабочих, иначе нанесем картине ущерб! Женская натура такова – если снимается с партнером в сексуальных сценах, то запросто может сказать на площадке: «А в гостинице у нас с тобой, любимый, все было по-другому, и гораздо лучше!». Женщины не могут разделять интим в жизни и интим на сцене.

Одна из моих партнерш – актриса «МХТ» Наталья Егорова ехала сниматься в сериале «Дальнобойщики» и спрашивает у помощника режиссера: «Гостюхин – понятно, Влад Галкин – знаю, а кто моего партнера – какого-то инвалида будет играть? Мне же с ним целоваться придется?». Когда же ей сообщили, что инвалида играть буду я, – она удивилась... А после поцелуя сказала: «Петька, теперь я понимаю, почему тебе дали роль инвалида. После войны про таких, как ты, говорили: «Без рук, без ног – на бабу скок».

О невольном обмане

Моя жена (очень серьезная по натуре, и педагог по специальности) после любовной сцены в фильме Павла Лунгина «Такси-блюз», где я играю озлобленного таксиста Ивана Шлыкова, оценила все, на что я способен в кино. Моя мудрая жена –  обливалась слезами и навзрыд причитала: «Я – заведующая кафедрой психологии и педагогики университета, а мой муж – бабу на подоконнике...».

Правда, я ей доказал, что на моем месте был дублер. Спрашиваю: «Я там спиной был?» – «Да, спиной, но что я, не знаю твои шрамы и растительность?».

Тогда я жене с укоризной: «Ты как вообще к нашим гримерам относишься? Они вон из Сергея Шакурова на раз Брежнева сделали! Что им добавить дублеру моих шрамов и растительности?».

Правда,  жена не успокаивалась: «А ведь потом ты развернулся лицом!» – «Глупая, да это же называется «перебивка». Меня на минуту показали, а потом я спиной развернулся к актрисе... и вместо меня дублер!».

В эту историю жена поверила потому, что так ей спокойнее жить – мудрая все-таки женщина! В одном рассказе Шукшина деревенский мужик на вопрос своей сожительницы отвечает: «А чего вас менять – шило на мыло?». А потом добавляет: «Да и нас тоже менять, как шило на мыло!». Вот такая правда жизни.

Три любимые роли Петра Зайченко

  1. «Такси-блюз» (1990 год, режиссер Павел Лунгин). Герой Петра Зайченко Иван Шлыков – из тех таксистов, которые за деньги мать родную продадут. Он силой забирает у должника – музыканта Петра Мамонова его инструмент, убежденный при этом в своей правоте: «Учил и буду учить!». Когда за дорогую цену продать конфискованный инструмент не удается, он врывается в дом к любимой женщине музыканта (Елена Сафонова), чтобы забрать долг. Иван Шлыков – грубое животное, которое ходит в баню, пьет водку, и удовлетворяет свою похоть. Петр Зайченко создал образ «чудовища» начала 90-х годов. Его героя беспокоит две вещи – секс и деньги. Такие бездушные, как Иван Шлыков, - порождение перестройки и рыночных отношений. 

  2. «Дом» (2011 год, режиссер Олег Погодин). В криминальной драме «Дом» Петр Зайченко играет брата хозяина Дома – Шаманова-старшего (Богдан Ступка). Братья постоянно ругаются, как, впрочем, все родственники, приехавшие из разных мест на 100-летний юбилей деда. Приезжает и старший сын героя Богдана Ступки – криминальный авторитет Виктор Шаманов (Сергей Гармаш). Дядя так рад встречи с племянником – не виделись 25 лет, что пьет стопку за стопкой, и провоцирует конфликты. При этом у героя Зайченко – хорошая семья, дети, но вот национальный вопрос не дает ему покоя. В финале фильма оба брата погибают. Зато дети Алексея Шаманова – остаются живы. 

  3. «Сибирь. Монамур» (2011 год, режиссер Слава Росс). За роль деда Ивана, живущего с маленьким внуком Лешкой в тайге, Петр Зайченко получил много наград и призов. На Российском кинофестивале «Окно в Европу» главную награду дали не фильму, как это всегда происходит, а Петру Зайченко (с формулировкой: «За выдающиеся актерское мастерство»). Петр Зайченко сыграл настоящего героя – сильного, доброго, верующего и живущего по совести. Дед уже очень старый, и у него плохо получается охотиться, чтобы прокормить внука, но он предпочитает свободную жизнь в тайге, чем в деревне, с большими грешниками. Дед заставляет внука молиться. Внук – славный мальчик, но его больше беспокоит насущный вопрос – когда вернется его отец, чем далекий Бог. Внук спрашивает деда Ивана прямо: «Деда, а папка меня бросил, да?». И дед придумывает легенду: «Папка твой разведчик. Как мамка померла, так он в разведку пошел». Плохие люди – охотники за иконами, нарушают покой старика и мальчика, и совершают с ними страшные злодеяния. Петр Зайченко настолько убедительно, сильно сыграл деда Ивана в фильме «Сибирь. Монамур», что ни у кого не было сомнений в том, что актер он – выдающийся. У Петра Зайченко в этой картине замечательный партнер – мальчик Миша Проценко. 

Вернуться на главную
Новости партнеров


Комментарии (0)

Гость
0/1024
  • :)
  • :(
  • :o
  • :D
  • :P
  • O:-)
  • >:o
  • :-|
  • %)
  • :'(
  • ]:->
  • :-*
  • :-X
  • 8-)
  • 0.0
  • :thinking:
  • :td:
  • :tu:
  • :-!
  • :-[
  • ;-)
  • :red:
  • :flower:
  • :music:
  • :be-quite:
  • :dead:
  • :party:
  • :gift:

  • 1
  • ...