Дети »
11:13 31 января 2014

Как пережить третью четверть: 5 советов психолога

Вот и началась самая тяжелая третья четверть. Она – самая длинная в учебном году: ребенок уже канючит по утрам, с неохотой собирается в школу, да и сами родители с тоской вздыхают: «Уж, скорей бы каникулы!» Школьник долго не может сосредоточиться на выполнении «домашки», тяжело вздыхает, зевает, ищет всякие причины, чтобы не идти в школу.

У педиатров на этот счет даже новый диагноз придуман – «синдром третьей четверти». И вот они, его признаки: вялость, плаксивость, обидчивость перекликаются с излишней подвижностью и суетливостью, плохим аппетитом, поздним засыпанием. Кроме того, в это время дети подвержены частым простудам. Мы обратились к психологу Елене Харитоновой и делимся с вами главными советами.

- «Синдром третьей четверти» существует, но объясняется он скорее не психологическими причинами, а психофизиологическими. Поэтому не спешите ругать ребенка и обвинять его в лени и недостатке усердия. Зима, короткий световой день, утром, когда приходится вставать, еще темно, а это значит, что нам не хватает солнечного света.

Также не хватает свежего воздуха, потому что мы целый день находимся в помещении с отоплением, которое сушит воздух. Еще одна причина – это нехватка витаминов. И конечно, влияют перегрузки в школе - современные дети занимаются куда больше прежних поколений. 

Советы, которые помогут ребенку, да и родителям, чувствовать себя бодрее

1. Добавляем свет, утром включаем не маленький свет, а сразу верхнюю люстру. Даже растения, чтобы они лучше росли в теплицах, подсвечивают дополнительно. Подсветите себя ярким светом и цветом!

2. Почаще проветривайте комнату, если есть увлажнитель воздуха, пользуйтесь им. А можно и просто хорошо намочить в холодной воде махровое полотенце и положить его на батарею.

3. «Вода как пища» - нужно пить достаточно воды, именно, воды, а не газированных напитков. Насыщая себя водой, ты помогаешь своему мозгу лучше работать. А это значит, повысится тонус, улучшится работоспособность. И, что немаловажно, и для подростков, и для их мам, вода очень нужна нашей коже, чтобы выглядеть всегда хорошо.

4. Побольше естественных витаминов - фруктов и овощей. И соков, особенно с мякотью, в них остается больше полезных веществ. Настоятельно советую пить три раза в день.

5. Про режим дня мы говорим постоянно, но вот заставить старшеклассника лечь спать до 12, а самое главное, хотя бы за полчаса до сна не сидеть в компьютере – это «фантастика». И все-таки, если мы хотим сохранить бодрость и хорошее настроение, а главное, все успевать, то постарайтесь заставить, и себя и детей хотя бы в течение недели, ложиться вовремя. Психологические исследования показали, что привычка формируется за 21 день, а мы начнем с недели, потом потерпим еще одну, на третьей неделе, будем чувствовать себя людьми с железной волей. Если сумеем соблюдать режим дня, то сам день покажется длиннее. Учитывая, что существует два пика максимальной работоспособности: между 10-12 и 16-18 часами, составьте для детей индивидуальный режим дня на каждый день с учетом чередования труда и отдыха.

А еще улыбайтесь! Поддержите свое чадо хорошей шуткой, веселой комедией, или попробуйте познакомить его с прекрасными смешными рассказами Чехова, Зощенко, Тэффи и других замечательных писателей. Забавный и добрый рассказ, который займет полчаса перед сном, отвоеванные у компьютера, настроит вас на добрый лад. 

Фото: Мудрац Александра

Современные дети занимаются куда больше прежних поколений

КСТАТИ

Жестокие слова

Всеобщая усталость порождает конфликты. И именно в третьей четверти зачастую дети сталкиваются с тем, с чем раньше и не сталкивались - дразнилками и обидными кличками. Пожалуй, нет в мире человека, которому бы в детстве окружающие не приписывали прозвища. Ласковые и приятные помнятся долго. Но как быть, если дразнилки достаточно жестоки? Вместе с психологом Людмилой Бухтеевой мы разбирались в этой непростой ситуации.

- Ребенку, которого обижают в школе, очень важно знать, что дома его любят и ценят. Поэтому не скупитесь на похвалу. Даже если у ребенка получается не все – хвалите его не за качество, а за труд. Замечайте положительные моменты: то, что он аккуратно повесил свои вещи, помыл руки, сказал «Спасибо». Если вы будете давать ребенку положительное подкрепление за конкретное, правильно выполненное дело, то у него появится уверенность в себе, он будет понимать, что действительно на многое способен.

1. Спокойствие, только спокойствие

Ребенок, которого дразнят сверстники, зачастую возвращается домой в слезах. Ни в коем случае нельзя его ругать, кричать, называть плаксой, ведь ему и так уже досталось. Для начала ребенка надо успокоить, погасить его эмоции. Не забывайте о том, что детям очень важны тактильные ощущения. Поэтому обнимайте их почаще, гладьте по голове, говорите, что любите.

2. Разговор по душам

Наверняка ребенок начнет взахлеб рассказывать о том, что произошло «на поле боя». Пока он идет с вами на контакт, «хватайтесь» за это. Не перебивайте, поддержите разговор, зацепитесь за эту тему. Тогда ребенок поймет, что вам действительно можно открыться, довериться и будет видеть в вашем лице близкого друга.

3. Найти отличия

Объясните ребенку, что все люди разные: со своими привычками и характером. На личном примере дайте понять, что и сами, будучи в плохом настроении, невзначай обижали окружающих (о чем сейчас, конечно же, сожалеете). Кроме того, постарайтесь разобраться: почему ребенка дразнит именно этот обидчик. Скорее всего, его тоже кто-то обижал, ведь все мы жертвы жертв. Может, когда-то и он был полным, ходил в очках или носил брекеты? Стоит ему об этом напомнить!

4. Давай меняться

Иногда дразнилки могут быть вполне обоснованными. Например, если ребенок пришел в школу в грязной одежде. Предложите ему подумать и найти причину такого негативного отношения к себе. Зачастую критика действительно помогает стать лучше!

5. Смех да и только

Очень часто детей дразнят из-за их фамилии. В этом случае можно лишь изменить отношение ребенка к этой ситуации. Объясните ему, что смеяться над собой тоже надо уметь. Вспомните смешные фамилии своих знакомых, придумайте производные к своей. Как говорится, если не можешь противостоять процессу – возглавь его.

6. Дружба народов

Как правило, дразнят слабых и беззащитных. Если ваш ребенок такой – ситуацию надо срочно менять. Чтобы у ребенка появился авторитет в классе, у него должно быть много друзей. Этому должны способствовать и родители. Мама или папа могут приходить в класс, контактировать с учителем и учениками, устраивать для них какие-либо мероприятия, участвовать в общественной деятельности. Тогда дети автоматически будут переносить свое уважение и на вашего ребенка.

7. От ненависти до любви…

Предложите ребенку найти в обидчике положительные качества и сделать его своим другом. Пусть он сделает шаг ему навстречу: предложит во что-то поиграть, угостит вкусностями. Как показывает практика, вчерашний враг может стать настоящим защитником!

8. Добро побеждает зло

Несмотря ни на что, прививайте детям любовь к школе. Даже если ребенка там обидели – объясните, что есть и другие, те, кто хочет с ним дружить. Зная, что у него есть единомышленники, ребенок будет охотнее ходить в школу.

ДАВАЙ ПОДУМАЕМ ВМЕСТЕ

Мы мало слушаем детей, вместо этого много говорим сами. Но чтобы у ребенка появилось собственное мнение, надо с ним общаться. Задавайте ему вопросы: как ты думаешь? как ты на это смотришь? Предложите ему самому найти решение. Тогда у него будет формироваться и своя точка зрения, и ответственность за свои поступки.

 

Вернуться на главную
Новости партнеров


Комментарии (0)

Гость
0/1024
  • :)
  • :(
  • :o
  • :D
  • :P
  • O:-)
  • >:o
  • :-|
  • %)
  • :'(
  • ]:->
  • :-*
  • :-X
  • 8-)
  • 0.0
  • :thinking:
  • :td:
  • :tu:
  • :-!
  • :-[
  • ;-)
  • :red:
  • :flower:
  • :music:
  • :be-quite:
  • :dead:
  • :party:
  • :gift:

  • 1
  • ...