Культура »
19:53 19 июня 2012

МУЗЫКАЛЬНЫЕ СИМВОЛЫ РОССИИ

Не так давно исполнилось 150 лет со дня рождения Василия Васильевича Андреева, выдающегося русского просветителя и музыканта, создателя Великорусского оркестра, кавалера ордена Почетного легиона. В Большом зале Дворца на Яузе прошел гала-концерт «Васи

в контексте Концерт состоялся в рамках международного фестиваля русской музыки «Андреевские звезды», с парадом русских басов и виртуозов балалайки и домры. Его посетил Александр Александрович Трубецкой, потомок эмигрантов первой волны, родившийся и живущий в Париже. Кстати (в пику нашей новой элите, посылающих своих отпрысков на учебу за границу), один из его сыновей учится в Москве, в МГИМО. В своем кратком выступлении Александр Александрович отметил, что русской эмиграции удалось сохранить русскость благодаря трем вещам: вере православной, родному языку и музыке. «У нас в Париже сорок балалаечников, — похвастался князь и попросил: — Помогайте балалайке и домре и сохраните русскость. В балалайке поет душа русского человека!». В открытии концерта прозвучал «Торжественный полонез» Василия Васильевича Андреева. Если читатель знает это произведение, то поймет, чем были вызваны мои «не музыкальные» мысли, высказанные выше. Этот полонез — гимн прежней жизни, современником которой был его автор. Легкое, изящное произведение — живой свидетель любви к красоте. Увы, мои современники утратили ее, предпочтя полноте жизни нескончаемую политическую борьбу, в которой нет и не будет ни победителей, ни побежденных, но которая изматывает их души, унифицирует и обезображивает божественный лик человека, забывшего о своем предназначении... Концерт почтил своим присутствием патриарх русской балалайки — народный артист России Михаил Рожков. Свидетельствую: в свои 93 года маэстро выглядит красавцем, а по темпераменту на сцене не уступает своим молодым коллегам-виртуозам. Музыка, слово и дело Эта необычная программа навеяна совместным творчеством и личной дружбой двух великих сыновей нашей родины — Федора Ивановича Шаляпина и Василия Васильевича Андреева. Им удалось вознести на мировой пьедестал музыкальное наследие России — народную песню, оперное вокальное искусство и русскую балалайку. И я откровенно не понимаю, почему первые обложки глянцевых журналов украшают чужие, ничего не говорящие русскому сердцу лица, а не красавцы и чудо-музыканты, фантастические виртуозы, такие как, например, заслуженный артист России, лауреат международных конкурсов Александр Марчаковский (балалайка). Или король русской домры — народный артист России Александр Цыганков, который способен извлечь из инструмента колокольный звон! Как такое уникальное мастерство остается вне программ радио и телевидения? Совершенно непонятно... Удивительно и то, что на открытии исторической сцены Большого театра мы не услышали всемирно известный русский бас, продолжателя традиций Федора Шаляпина, народного артиста России Владимира Маторина. Вместо него пели какие-то второстепенные зарубежные артисты. Нам повезло больше, чем элите, собравшейся в Большом. Во Дворце на Яузе пели и Владимир Маторин, и великолепный бас-баритон Дмитрий Трапезников... Вот что рассказал об истории создания проекта «Андреевские звезды» его автор, директор оркестра «Боян» Иван Шрамков: — Окончив музыкальную школу, а потом училище, я пришел работать в оркестр имени Осипова — рядом с легендарным Тихоновым! В Гнесинке защитил диплом по теме: «Василий Андреев — дирижер и... продюсер!». А когда получал второе высшее образование в ГИТИСе, на продюсерском факультете, отчетливо понял, что Андреев ценен для нас не только своей музыкой, но и как успешный продюсер, создавший новое художественное явление и продвинувший его на мировую сцену! Именно поэтому я и задумал этот проект — в ознаменование 150-летия Василия Андреева, а Шаляпин был его другом и соратником. «Любое искусство пытается быть похожим на музыку», писал Михаил Чехов. Значит, слово всего лишь озвучивает энергию, а рождается она в сердце. И тогда, «услышав» ее, мы говорим, что чувствуем нечто, и это «нечто» больше, чем все словесные призывы к чему бы то ни было. И пока мы сохраняем свою национальную культуру, это «нечто» будет жить и вдохновлять новые поколения. Это наша, если хотите, матрица... К слову, о матрице... Неслучайно во Дворце на Яузе оказался князь Трубецкой («Я тридцать восьмой из сорока балалаечников, живущих в Париже»). Ему уже довелось играть вместе с Иваном Шрамковым во время похода, организованного Фондом Андрея Первозванного в память о 90-летии исхода русской армии из Крыма. В этом походе приняли участие потомки эмигрантов — Голицыны, Нарышкины, Трубецкие… Жить под водопадом негативной и не способствующей творческому развитию информации очень сложно. Трудно сосредоточиться на главном, легко впасть в заблуждения... Но если сомнения одолевают, если тяжело на сердце, ищите в концертных афишах выступления «Бояна» и других коллективов, сохраняющих верность национальному искусству. Идите и внимайте. Настоящее искусство излечивает и от дурного влияния, и от сопутствующих ему болезней. А главное, пробужденное с его помощью понимание «кто ты» внесет покой в душу. Василий Андреев —  не только  музыкант, но и  успешный продюсер, создавший новое художественное явление и продвинувший его на мировую сцену!

Александра КОРОЛЕВА


ОРГАННЫЙ ПЕРФОРМАНС Что делает органный концерт скучным и неинтересным? Монотонная музыка, залитая белым светом сцена, сидящий спиной суровый органист во фраке? Все вместе. Да, орган звучит по-особому, не так, как другие инструменты. Но его обязательно нужно послушать хотя бы раз в жизни. А дальше — как сложится, завсегдатаев органных вечеров не так уж и много... Другое дело, когда на сцене происходит нечто удивительное: органный вечер в формате шоу-программы, невероятный репертуар — от Адриано Челентано до Эннио Морриконе, симбиоз с различными музыкальными инструментами, включая хард-рок-группу, современный световой дизайн и специальная сценография. Это нужно увидеть! Солистка Московской филармонии Екатерина Мельникова работает в собственном жанре — органный перформанс. В Европе она — единственная, кто не просто стряхнул с древнего инструмента «пыль веков», а превратил органные концерты в увлекательное зрелище. 27 и 28 апреля Екатерина Мельникова вместе с ансамблем ударных Марка Пекарского, хором «Vetrate di Voci», струнным ансамблем «The POCKET SYMPHONY» и рок-группой «Пилигрим» превратит Светлановский зал Московского международного дома музыки в пространство иллюзорного Рима. Дух Рима, пронизанный эклектикой, пестротой несовместимого — сплетением веков и современности, веселья уличной толпы и строгости католического Ватикана, — с первых нот окутает зрителей атмосферой радости и солнечного итальянского настроения. 27 и 28 июня, 19.00 — Московский международный дом музыки. Заказ билетов по телефону +7 (495) 730-10-11.
Вернуться на главную
Новости партнеров


Комментарии (0)

Гость
0/1024
  • :)
  • :(
  • :o
  • :D
  • :P
  • O:-)
  • >:o
  • :-|
  • %)
  • :'(
  • ]:->
  • :-*
  • :-X
  • 8-)
  • 0.0
  • :thinking:
  • :td:
  • :tu:
  • :-!
  • :-[
  • ;-)
  • :red:
  • :flower:
  • :music:
  • :be-quite:
  • :dead:
  • :party:
  • :gift:

  • 1
  • ...