Звезды »
12:11 5 декабря 2010

ПАМЯТЬ УБИТЬ НЕВОЗМОЖНО

В минувшую субботу в Международном доме музыки прошел концерт «Песнь о России». Идея представить народное музыкальное искусство на современном этапе его развития принадлежит двум молодым музыкантам — Дмитрию ДМИТРИЕНКО и Ивану ШРАМКОВУ. Коллективы, которые они возглавляют — Государственный академический русский народный ансамбль «Россия» им. Л. Г. Зыкиной (дирижер и директор Дмитрий Дмитриенко) и Государственный академический русский концертный оркестр «Боян» (директор Иван Шрамков), — больше известны, увы, за рубежом. Беседуя с лауреатом всероссийских и международных конкурсов, доцентом и заведующим кафедрой народных инструментов ГМПИ им. М. М. Ипполитова-Иванова Дмитрием Дмитриенко, я задала ему естественный вопрос: — Скажите, Дмитрий, как случилось, что столь прославленные национальные коллективы практически неизвестны российской публике? — Дело в том, что централизованной структуры, которая занималась бы организацией и распределением концертов по стране, сегодня нет. Получилось так, что шоу-бизнес, стремительно ворвавшийся в нашу жизнь, перекроил работу филармоний. Не секрет, что на модного артиста продать билеты проще, деньги вышли на первое место. Именно поэтому мой коллега Иван Шрамков, работая в свое время в фонде «Русское исполнительское искусство» (Валерия Вороны) взялся за разработку и реализацию проекта «Возрождение гастрольной карты России». Мы хотим служить Отечеству, и мы востребованы. На наши концерты приходят тысячи слушателей, что говорит об интересе людей, в том числе и молодежи, к народной музыке. Люди имеют право получить этот, как теперь модно говорить, «продукт», а не ограничиваться тем, что заведомо коммерчески выгодно для филармонии. Для возрождения гастрольной карты России нужно финансирование. Отчасти решить эту задачу помогает Министерство культуры в рамках федеральной целевой программы «Культура России». Но эту поддержку нужно структурировать, чтобы не было ненужной суеты вокруг федеральных денег. Необходимы обоснованные планы гастролей. — Иван Шрамков — лауреат всероссийских и международных конкурсов, за плечами — РАМ им. Гнесиных, потом РАТИ — ГИТИС. Но он и сегодня учится — Российский институт культурологии… Все это, видимо, сейчас необходимо современному деятелю культуры? — Подумайте сами, что такое продюсер? Это человек, который знает, какой «продукт» он хочет создать и какими средствами осуществить его реализацию. Профессия продюсера — это призвание. Иван — увлеченный, талантливый человек, и у него есть большое желание добиться успеха на избранном поприще. Например, в 2005 году он основал Молодежный центр реализации творческих инициатив и занялся разработкой I Всероссийского конкурса молодых композиторов на сочинения для народных инструментов им. Ю. Н. Шишакова. Я был членом жюри. Проект был осуществлен при поддержке РАМ им. Гнесиных и Фонда «Русское исполнительское искусство». Этим направлением надо активно заниматься. От композиторов не нужно ждать, что они сами заинтересуются народными инструментами и сразу напишут нечто гениальное. Многие талантливые композиторы — Ефрем Подгайц, Михаил Броннер, Александр Цыганков, Вячеслав Семенов — пишут очень много интересной, яркой музыки для народных инструментов, но тем не менее процесс развития нельзя упускать. — Трудно ли найти сегодня работу выпускникам музыкальных учебных заведений? — Найти работу нетрудно, зарплата ничтожно мала. Те, кто думают, будто их везде ждут с распростертыми объятиями, к сожалению, ошибаются. В любой профессии надо отстаивать себя и бороться. — Я слышала, что с появлением современной электронной техники, позволяющей буквально каждому стать композитором, желающих поступить на кафедру композиции становится все меньше… — Кафедра композиции никогда не отличалась многочисленностью, она — из категории элитарных. Тут принцип такой: мал золотник, да дорог. Я много бываю в командировках по стране. Мое впечатление, что сейчас идет процесс не падения и разрушения культуры, а ее новой  структуризации и созидания. Очевиден поиск новых принципов в работе и путей развития. Поэтому-то и нужна эффективно работающая всероссийская гастрольная карта. Если правильно подходить к музыкальному воспитанию, то культуру мы сохраним вне всякого сомнения. — Как вы с Иваном нашли друг друга? — В свое время, когда я работал в оркестре им. Осипова и возглавлял ансамбль солистов этого прославленного коллектива, мы с Иваном реализовали много интересных творческих проектов. Затем была совместная работа в ансамбле «Березка», потом я стал директором оркестра «Боян», а Иван — моим заместителем. Теперь я — в «России», а Иван — в «Бояне», руководитель. Принцип нашего сотрудничества — вместе мы сильнее. Сейчас у нас формируется большая фестивальная программа на следующий год, связанная с юбилеем Василия Васильевича Андреева, основателя — еще в позапрошлом веке! — первого Великорусского оркестра. Этот проект вызвал большой интерес и у наших соотечественников за рубежом, которые готовы всячески поддержать его. — Как, по-вашему, следует исполнять сегодня национальную музыку? — Талант — та новость, которая всегда нова. Главное — не впадать в крайность: вот давайте балалайку держать не на коленях, а положим ее на плечо… В таких вещах нет никакой необходимости. Поиск молодых, ярких исполнителей на баяне, балалайке, домре, гармони — это основа нашей работы. Новаторство в разумном пределе может иметь место, но хочу подчеркнуть: наша основная задача — сохранение подлинности... У меня наворачиваются слезы, когда я слушаю записи Лидии Андреевны Руслановой. Казалось бы, человек — из прошлого века. Но я был бы счастлив услышать сейчас исполнение русской песни такого уровня... Нам надо будить свою генетическую память, ведь уничтожить ее очень сложно, просто мы сами порой стараемся от нее откреститься. Когда все вокруг только упрощают, то непонятно, как человеку жить нравственно, как строить отношения с другими людьми. Поэтому только уровень подлинной духовности и определяет правильное отношение ко всему в этом мире. — Скажите, а были ли у вас открытия в народной музыке, что-то такое, что прежде не знали или по-другому услышали?.. — Огромное количество. Одни только Дельфийские игры столько открытий дают! Просто с восхищением, с восторгом все это наблюдаешь. Я и сегодня являюсь членом жюри в номинации «Баян, аккордеон», так вот — не покидает ощущение уверенности и радости, когда видишь, какие появляются талантливые ребята. А сколько в одной Москве центров досуга, культуры, где существуют студии народного творчества, там такие дети! — искренне любящие, исполняющие неподдельно — это же чистый родник, который питает душу и спасает от скверны, от искушения. — Насколько велик интерес к народной музыке за рубежом? — В США, например, существует ассоциация любителей игры на домре и балалайке, она базируется в Вашингтоне и объединяет любительские оркестры многих штатов. Казалось бы, почему американцы? Ведь они русскую культуру, в отличие от нас, знают не изнутри. Но дело в том, что принцип игры на домре и балалайке — это фактически колебание струны, звуковая волна, чистая, как звон колокола. Это явление… можно сказать, божественное, и оно лежит в основе многих музыкальных инструментов. Вот так!.. Знаете, если у себя в стране с шоу-бизнесом нам  конкурировать трудно, то за рубежом мы востребованы, и нас там всегда ждут. Они хотят видеть хореографию ансамбля «Березка», слушать хор имени Пятницкого, оркестр имени Осипова, ансамбль «Россия», оркестр «Боян»… Но, конечно, эти коллективы по пальцам одной руки можно пересчитать... Отрадно, что в середине 1990-х годов в российских городах, областных центрах начали появляться оркестры народных инструментов. Они выполняют очень важную функцию. Выдающийся деятель народного инструментального жанра Николай Николаевич Калинин, художественный руководитель и главный дирижер оркестра имени Осипова (к сожалению, в 2004 году безвременно ушедший из жизни) принимал активное участие в создании этих оркестров. Горжусь, что мне довелось работать с ним почти пятнадцать лет, я многому у него научился. — А как вашим коллективам живется-выживается? — По-разному. С одной стороны, приятно, что Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев и Правительство России под руководством Владимира Владимировича Путина выделяют президентские гранты, и некоторым коллективам удается более-менее стабильно существовать. К сожалению, не все так живут: например, ансамбль «Россия» и оркестр «Боян» в число получателей грантов не вошли. Жаль, потому что таких коллективов у нас в стране немного, и очень бы хотелось сберечь их... Некоторые вещи мы делаем на энтузиазме. Вот на днях прошел концерт в Институте стали и сплавов, мы донесли свое искусство до полутора тысяч слушателей. Народные и заслуженные артисты России — Анна Литвиненко, Наталия Баннова, Василий Овсянников, Надежда Крыгина — выступали бесплатно, как и ансамбль «Россия», и хор Всероссийского телерадиоцентра под руководством Николая Кутузова, и оркестр «Боян». Люди своему делу служат беззаветно, преданно и безвозмездно. …Мне стало известно, что ансамбль «Россия» и сам занимается благотворительностью, один из его совместных с Российским детским фондом проектов — поддержка здравниц для детей, страдающих туберкулезом. — О чем мечтаете? — У нас есть заветная мечта: провести фестиваль русских народных оркестров на Красной площади, а затем сделать его ежегодным праздником международного масштаба. И я уверен, что наша страна, наша богатейшая история и культура в высшей степени достойны этого парада виртуозов многострунного оркестра — многоголосого хора во славу России! Во втором отделении концерта «Песнь о России» за дирижерским пультом Русского концертного оркестра «Боян» стоял известный голландский дирижер Марсель Ферхуфф. Русский по духу человек, влюбленный в отечественную музыкальную культуру. Прозвучали инструментальная музыка, казачьи и советские песни, классические произведения русских композиторов.
Во втором отделении концерта «Песнь о России» за дирижерским пультом Русского концертного оркестра «Боян» стоял известный голландский дирижер Марсель Ферхуфф. Русский по духу человек, влюбленный в отечественную музыкальную культуру. Прозвучали инструментальная музыка, казачьи и советские песни, классические произведения русских композиторов.
— Господин Ферхуфф, судя по вашей фамилии, у вас, наверное, русские корни?.. — Русских корней у меня нет. Но, если вы верите в другую жизнь, то, может быть, в другой жизни я был бы русским. Когда впервые приехал в Россию, сразу почувствовал себя русским — так тронула меня теплота души людей, ваши дивные песни. — Насколько велик интерес к русской народной музыке в Европе, не надоели ли там балалайки? — Немного странный вопрос. Конечно, балалайки не надоели. Люди, как правило, ненавидят плохое исполнение. И не имеет значения, какой инструмент звучит. Если кто-то играет с сердцем, то все становится на место само собой. Во многих странах на улицах можно услышать звучание балалайки. Но важно другое — в мире много музыкантов, которые не очень хорошо играют, но при этом успешно зарабатывают. В то же время великолепные музыканты не имеют возможности получать достойные деньги. Странный парадокс! Слушатели во всем мире интересуются народной музыкой. В Африке, например, фольклор приобрел фундаментальное значение. Почему? Потому что народная музыка понятна всем людям, которые любят общаться на этом языке. — Как случилось, что вы, голландец, организовали Русский казачий хор и продержались с ним столько лет? — На фестивале, посвященном 150-летию со дня рождения П. И. Чайковского, я дирижировал капеллой им. Юрлова. Меня пригласили исполнить с этим коллективом Литургию П. И. Чайковского. В зале оказался человек, который предложил мне основать и возглавить казачий хор в России. Теперь это не просто казачий хор, который хочет знакомить слушателей с русской музыкой во всем ее широком спектре. Нам удается держаться столько лет только благодаря качеству. Мы никогда не останавливались на одном репертуаре, а все время готовили новые песни. Кроме того, каждый член коллектива имеет не только хороший голос, но и характер, коммуникабельность, особое отношение к работе. На сцене все-таки важен дух музыки, и такое чувство есть не у всех музыкантов. — В каких странах вы выступали со своим хором, как формируете репертуар? В чем кредо вашего коллектива? — Кипр, Турция, Израиль, Словения, Голландия, Германия, Франция, Швейцария, Бельгия, Индия... Мы не формируем репертуар в зависимости от страны пребывания, потому что исполняем русскую музыку. Кредо коллектива — показать иностранной публике, как хороша и красива наша музыка. Мы соединяем популярные русские песни с неизвестными иностранному слуху произведениями. Очень многие русские народные и казачьи песни за границами России неизвестны. — Чем для вас интересен проект «Песнь о России»? — Комбинация инструментов симфонического оркестра, народных инструментов и хора интересна потрясающими красочными выразительными возможностями. Важно сказать, что хор поет песни, которые аранжированы специально для этого хора. С удовольствием отмечу, что все аранжировки выполнены моим большим другом, художественным руководителем ансамбля «Филармония», лауреатом Всероссийского конкурса, доцентом Российской академии музыки им. Гнесиных Валерием Ельчиком, и эти аранжировки просто великолепны! Все это дает дополнительные впечатления, которых, может быть, раньше не было. Наше выступление на одной из самых престижных концертных площадок мира — в Московском международном доме музыки — прекрасная возможность представить публике этот удивительный проект, основанный на синтезе инструментов и культур, проект, смысловым стержнем которого является главное чувство, объединяющее миллионы людей во всем мире, — любовь к России! — Это сотрудничество продолжится? Какова ваша ближайшая гастрольная география? — У хора и оркестра есть реальная возможность работать вместе, сейчас прорабатываются серьезные планы наших совместных мероприятий как в России, так и в Европе. С Иваном Шрамковым и Дмитрием Дмитриенко (директором и дирижером оркестра «Боян») мы готовим ряд совместных проектов, основанных на исторических событиях, сближающих наши страны. Подробнее об этом мы будем говорить позже, когда эти планы обретут реальную поддержку в России и среди моих партнеров в Европе. А наша ближайшая гастрольная география — выступления хора донских казаков России и ансамбля солистов Государственного академического русского концертного оркестра «Боян» в Голландии, Германии и Бельгии. — В чем, на ваш взгляд, секрет популярности русской музыки и неугасающего интереса к русским песням, казачьей культуре во всем мире? — Русская музыка на девяносто девять процентов создана сердцем. В мелодиях есть глубина, любовь, слезы, меланхолия… Это музыка, которая возвращает людей к самим себе, открывает сердца. Вот почему музыка русских композиторов никогда не исчезнет. А казачья культура, хотя и имеет свои специфические измерения, нераздельно связана с русской культурой и является ее неотъемлемой частью. — Каковы ваши впечатления о России, Москве, какие перемены в общественной и культурной жизни страны вам кажутся значимыми? — Изменения в политической жизни всегда отражаются на культурной жизни. Россия в этом смысле не исключение. Я вижу позитивные перемены и искренне желаю вам процветания, особенно в сфере культуры, которая на протяжении веков давала человечеству блистательные образцы удивительных творений русских художников, композиторов, поэтов, писателей и, конечно же, выдающихся исполнителей, широко известных во всем мире. — Что бы вы пожелали России, Москве и тем коллективам, которые занимаются русской музыкой и народной культурой? — Ваши русские корни и есть основа вашей культуры. Если русские забудут свою культуру, фундамент разрушится. Все достойные коллективы должны иметь государственную поддержку, которая нужна для распространения русской культуры. Вот этого я всем и желаю. Беседу вела Александра КОРОЛЕВА
Вернуться на главную
Новости партнеров


Комментарии (0)

Гость
0/1024
  • :)
  • :(
  • :o
  • :D
  • :P
  • O:-)
  • >:o
  • :-|
  • %)
  • :'(
  • ]:->
  • :-*
  • :-X
  • 8-)
  • 0.0
  • :thinking:
  • :td:
  • :tu:
  • :-!
  • :-[
  • ;-)
  • :red:
  • :flower:
  • :music:
  • :be-quite:
  • :dead:
  • :party:
  • :gift:

  • 1
  • ...